Научно-исследовательская часть

 

Скачать документ "Научные школы 2015"

 

 

 

НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ АГУ

 

Состояние и динамика развития основных научных направлений, научных школ, их соответствие направлению подготовки, опыт использования научных разработок в учебном процессе.

Главной задачей Адыгейского государственного университета на современном этапе модернизации научно-исследовательского процесса и инновационной деятельности является создание современной научной инфраструктуры, приборной базы, повышение продуктивности научных исследований, развитие инновационной деятельности, академической мобильности. Основной упор делается на развитие фундаментальных исследований в области философских, исторических, социологических, политических  и естественных наук, сохранение сети диссертационных советов и повышение качества защищаемых диссертаций, так как кадры высшей квалификации и результаты фундаментальных исследований – залог инноваций в науке, ее конкурентоспособности. Функционирует аспирантура по 23 и докторантура по 3 специальностям, 7 диссертационных советов по защите докторских и кандидатских диссертаций, на базе которых за последние 5 лет защищено 36 докторских и 336 кандидатских диссертаций, что позволило радикально улучшить качественный состав научно-педагогических кадров и достичь остепененности ППС 93,7%. Общий объем всех исследований (467 НИР) за 2010-2014 гг. составил 206428,6 тыс. руб., что на 65% больше объема финансирования за аналогичный период 2005-2009 гг. (124751,7 тыс. руб.). За 5 последних лет публикационная активность резко возросла. Количество статей, цитируемых в индексируемых базах данных (РИНЦ, Web of Science, Scopus) за 2010-2014 гг., составило 2055, для сравнения: за 2005-2009 гг. – 181. Количество полученных свидетельств о регистрации объектов интеллектуальной собственности, патентов за 2010-2014 гг. – 16, для сравнения: за 2005-2009 гг. – 5.

Внедрение в практику деятельности указанных стратегических подходов и своевременное принятие позитивных организационно-финансовых и управленческих решений позволили радикально улучшить качественный состав научно-педагогических кадров. В 2014 году из 402 преподавателей университета 67 являлись докторами наук, 310 - кандидатами наук, при этом остепененность ППС составляла 93,7% (на момент самообследования 2010 года данные показатели составляли, соответственно, 98 докторов наук, профессоров и 358 кандидатов наук, доцентов из 647 преподавателей при остепененности 70,5%).

Приборно-инструментальная база современного уровня, созданная в АГУ для проведения исследований и разработок в области биотехнологий, медицинских и информационных технологий, позволила выполнить исследования по таким приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации (утв. приказом Президента РФ от 07 июля 2011 года № 899), как: «Безопасность и противодействие терроризму», «Науки о жизни», «Индустрия наносистем», «Рациональное природопользование», «Информационно-телекоммуникационные системы».

Развитие основных научных направлений осуществляется на основе усиления междисциплинарных исследований, системной интеграции университетской науки с учреждениями РАН, широким кругом российских и зарубежных партнеров и потенциальными потребителями результатов научно-исследовательских работ. Научные исследования проводятся в рамках 10 научных школ и 32 научных направлений на 52 кафедрах.

Научные школы и научные направления АГУ учитывают специфику регионального вуза, имеют образовательную направленность, охватывают весь спектр вузовского научного сектора, нацелены на актуализацию учебных программ и соотносятся со спектром подготавливаемых вузом специалистов.

В структуре АГУ, начиная с 2009 года, успешно функционирует НИИ комплексных проблем, включающий 4 научно-исследовательских центра, 1 отдел, 11 лабораторий, 3 музея, Ботанический сад. Это пример современной организации науки в вузе на базе научно-образовательных центров и лабораторий, когда стратегия развития перспективных молодых ученых, ресурсная база определяются на иных принципах, чем традиционно при кафедрах. Современная приборная база НИИ комплексных проблем стоимостью в 14 млн. руб. в 2014 г. была доукомплектована на 35 млн. руб. Это позволило приобрести  дополнительно оборудования на сумму 15 млн. руб для лабораторий физиологии развития ребенка, биоэкологического мониторинга беспозвоночных животных Адыгеи, иммуногенетической лаборатории, лаборатории нутрициологии и экологии, Центра «Здоровье». В 2011 г. введена в эксплуатацию новая современная научная библиотека общей площадью 26216 кв. метров, позволяющая с помощью программно-аппаратных средств последнего поколения равный доступ к информационно-электронным ресурсам. В 2012 году открыт «Бизнес-инкубатор» площадью 3000 кв. м с широкой сетью экспериментальных, консультативных, инновационных структур, позволяющих стать центром развития малого бизнеса в регионе, осуществлять консалтинговое сопровождение и трансферт инновационных технологий и продукции арендаторов бизнес-инкубатора. Бизнес-инкубатор в структуре АГУ способствует вовлечению в трудовую деятельность студентов и выпускников ВУЗа, а также созданию благоприятного предпринимательского климата, направленного на активизацию социально-экономических процессов, в том числе в туристско-рекреационной сфере. В 2010 году создано малое предприятие «Гео-Вертекс». На базе НИИ комплексных проблем на стадии оформления находятся еще малые инновационные предприятия, организованные с целью практического применения результатов интеллектуальной деятельности в области нутрициологии - ООО «АналитБиоХимТех» и психологии - «Пси-мастер».

Модернизированная научная инфраструктура (создание НИИ комплексных проблем, бизнес-инкубатора, малых инновационных предприятий) нацелена на развитие научных школ и научных направлений, в рамках которых актуализированы интеллектуальные ресурсы и решаются конкретные научные вопросы в области образования, идет подготовка и воспроизводство кадрового потенциала.

Научные школы АГУ:

В рамках общеуниверситетского процесса совершенствования организационной структуры Постановлением Ученого совета от 25.12.2013 г. №5 утвержден следующий перечень научных школ Адыгейского государственного университета:

1. Теория и методология истории (Рук. проф. Э.А. Шеуджен);

2. Социокультурные процессы на Северном Кавказе: современные проблемы (Рук. проф. Т.И.Афасижев);

3. Исследование управления территориальными интеграционными образованиями на мезоуровне организации хозяйственных отношений России в условиях интеграции национальной экономики в состав единого мирового хозяйства и становления «экономики, основанной на знаниях» (Рук. проф. А.А. Керашев, проф. Е.Н.Захарова);

4. Профессионально-личностное развитие специалиста в системе непрерывного образования (Рук. проф. С.Н. Бегидова);

5. Системно-функциональный принцип обучения русскому языку как родному и неродному (Рук. проф. М.Х. Шхапацева);

6. Активные процессы в русском языке и проблемы региональной ономастики (Рук. проф. Р.Ю.Намитокова);

7. Компаративистика и исследование кросс-культурного пространства литературной и массовой коммуникации (Рук. К.Г. Шаззо, проф. У.М. Панеш);

8. Геоинформационное моделирование сбалансированного развития региона (Рук. проф. Р.Д. Хунагов);

9. Онтопедагогика физической культуры и спорта (Рук. проф. К.Д. Чермит);

10. Физиологические механизмы морфогенеза и адаптогенеза в условиях полимодальных воздействий окружающей среды (Рук. проф. А.В. Шаханова).

Научные направления исследований в АГУ:

Проблемы религиозного сознания в поликультурном регионе. Руководитель проф. Ляушева С.А. (Фундаментальные исследования.).

Культурная составляющая инновационной модели развития полиэтничного региона в условиях модернизации России и глобализации. Руководитель проф. Шадже А.Ю. (Фундаментальные исследования.).

Страны Среднего Востока и Северный Кавказ в новое и новейшее время: актуальные проблемы внутренней и внешней политики. Руководитель проф. Иващенко А.С. (Фундаментальные исследования.).

Северо-Западный Кавказ в эпоху нового времени Руководитель проф. Чеучева А.К. (Фундаментальные исследования.).

Общество и власть: проблемы взаимодействия в экстремальных условиях. Руководитель проф. Е.М. Малышева (Фундаментальные исследования).

Конституционно-правовая политика Российского государства в условиях современного развития. Руководитель проф. Шадже А.М. (Фундаментальные исследования.).

Проблемные вопросы теории и практики защиты конституционных прав гражданина при судебном производстве Руководитель: проф. Трахов А.И. (Фундаментальные исследования.).

Песенная культура адыгов. Фольклористика. Руководитель: проф. Унарокова Р.Б. (Фундаментальные исследования.).

Адыги: этническое ядро и диаспора. Руководитель: доц. Унарокова М.Ю. (Фундаментальные исследования.).

Теория и практика организации эффективного учебного процесса. Руководитель: проф. Ф.П.Хакунова (Фундаментально-прикладные исследования)

Актуальные проблемы языкового образования и коммуникативно-прагматический анализ иноязычной речи. Руководители: профессор Б.М. Джандар, профессор Л.С. Макарова. (Прикладные исследования)

Лексикология и лексикография разносистемных языков. Руководитель: проф. Абрегов А.Н. (Фундаментальные исследования.).

Теория языка и билингвизм как комплексная лингвистическая проблема. Руководитель: проф. Блягоз З.У. (Фундаментальные исследования.).

Когнитивные парадигмы современной лингвистики. Руководитель: проф. Ахиджакова М.П. (Фундаментальные исследования.).

Музыкальная культура региона. Руководитель: проф. Соколова А.Н. (Фундаментальные исследования.).

Интегративная психология и педагогика искусства в полиэтническом регионе Руководитель: проф. Мозгот В.Г. (Фундаментальные исследования.).

Динамика развития инфо-коммуникативного пространства Адыгеи: теория и практика масс-медиа. Руководитель: проф. Бешукова  Ф.Б. (Фундаментально-прикладные исследования.).

Информатика, вычислительная техника и управление. Руководители: доц. Коржаков В.Е., профессор Луценко Е.В. (Фундаментальные исследования.).

Онтологическая модель геопространства для точечного прогнозирования природных процессов. Руководитель: доц. Варшанина Т.П. (Прикладные исследования)

Математическая креативность, талант и одаренность. Руководитель: доц. Мамий Д.К. (Прикладные исследования)

Устойчивость и стабилизация динамических систем. Руководитель: проф. Шумафов М.М. (Фундаментальные исследования.).

Теоретические аспекты квантово-электродинамических процессов. Руководитель: проф. Тлячев В.Б. (Фундаментальные исследования.).

Физиолого-биохимические механизмы и эколого-гигиенические проблемы  оптимизации нутриционного статуса различных групп населения. Руководитель: проф. Цикуниб А.Д. (Фундаментальные исследования.).

Иммуногенетические, эпигенетические механизмы канцерогенеза и сердечно-сосудистых заболеваний. Руководитель: проф. Тугуз А.Р. (Фундаментальные исследования.).

Биоразнообразие Западного Кавказа. Биологический эффект горных экосистем. Руководитель: проф. Шебзухова Э.А. (Фундаментальные исследования.).

Экологический мониторинг флоры и фауны горных территорий Западного Кавказа. Руководитель: проф. Замотайлов А.С. (Фундаментальные исследования.).

Региональные геоэкологические аспекты природных и социально-экономических исследований. Руководитель: доц. Тугуз Ф.В. (Фундаментальные исследования.).

Изучение механизма управления движениями человека. Руководитель: проф. Доронин А.М. (Фундаментальные исследования.).

Формирование личности средствами физической культуры. Руководитель: проф. Хакунов Н.Х. (Прикладные исследования)

Кинезиология двигательных действий человека. Руководитель: проф. Немцев О.Б. (Фундаментальные исследования.).

Управление кадровым потенциалом развития конкурентоспособности сферы физической культуры и спорта. Руководитель: проф. Хазова С.А. (Прикладные исследования)

Совершенствование профессиональной подготовки учителей естественнонаучных предметов. Руководитель доц. Ж.И. Шорова.

 

Соотношение фундаментальных и прикладных исследований, внедрение разработок в практику, вклад в развитие региона. Уровень организации научно-исследовательской работы по специальности, направлению, уровню подготовки.

 

Научная работа вуза осуществляется в шести организационных формах: по тематическому плану научно-исследовательских работ вуза, тематическому плану НИР вузов Минобрнауки РФ в рамках государственного задания Минобрнауки России, тематическому плану НИИ комплексных проблем АГУ, региональным, федеральным и отраслевым межвузовским научно-техническим программам, грантам международных и отечественных фондов, хоздоговорным работам с хозяйствующими субъектами. Источниками финансирования научных исследований являются Минобрнауки РФ, собственные средства, региональное финансирование из бюджета Республики Адыгея, средства фондов, хозяйствующих субъектов. В 2010 году финансирование составило – 50223,5 тыс. руб., в 2011 году – 53763,7 тыс. руб., в 2012 году – 32722,0 тыс. руб., в 2013 году – 34979,8 тыс. руб., в 2014 году – 34739,6 тыс. руб. Общий объем всех исследований (467 НИР) за 2010-2014 гг. составил 206428,6 тыс. руб., что на 56% больше объема финансирования за аналогичный период 2005-2009 гг. (124751,7 тыс. руб.)

Финансирование фундаментальных исследований (218) за период 2010-2014 гг. составило 89752,4 тыс. руб. Финансирование прикладных исследований (249) за период 2010-2014 гг. – 116676,2 тыс. рублей. Общий объем всех исследований (467 НИР) составил 206428,6 тыс. руб., объем фундаментальных и прикладных исследований за один год в среднем (41285,7 тыс, руб.) на единицу ППС (средняя численность ППС за 5 лет 436) составил 94,7 тыс. руб., т.е. превышает почти в 2 раза пороговое значение аккредитационного показателя (50 тыс. руб.). Для сравнения: за аналогичный период 2005-2009 гг. общий объем всех исследований составил 124751,7 тыс. руб., объем фундаментальных и прикладных исследований за один год в среднем на единицу ППС (средняя численность ППС за 5 лет 592) составил 42,0 тыс. руб.

Востребованность НИР (или внешнее финансирование исследований без собственных средств) составила 153074,4 тыс. рублей. Объем внешнего финансирования исследований на единицу ППС в год составил 70,2 тыс. руб.

За период 2010 – 2014 гг. в развитие региона внедрены или находятся на стадии внедрения следующие научно-технические разработки:

1. Программа для ЭВМ распознавания предфрактальных графов с регулярными затравками (программа для электронно-вычислительных машин). Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2010613649.

2. «Программа построения гравитационно-динамической модели рельефа «Gravity» (программа для электронно-вычислительных машин)

Программа «Gravity» предназначена для построения моделей рельефа по данным топографических карт с возможностью актуализации по космо- аэрофотосъёмке и другим данным дистанционного зондирования. При применении соответствующих картографических материалов, «Gravity» позволяет строить модели рельефа с точностью, пригодной для инженерных работ. Область применения: Построение математических (ММ) и имитационных (ИМ) моделей, адаптация их к различным областям развития. Свидетельство о государственной регистрации.

3. Информационно-аналитическая система межтерриториальных расчетов в сфере обязательного медицинского страхования (Программное обеспечение). Свидетельство о государственной регистрации.

4. Информационно-аналитическая система медико-экономической экспертизы в сфере обязательного медицинского страхования (Программное обеспечение). Свидетельство о государственной регистрации.

5. Информационно-аналитическая система персонифицированного учета медицинской помощи в сфере обязательного медицинского страхования (Программное обеспечение). Свидетельство о государственной регистрации.

6. Программа расчета тарифов в сфере обязательного медицинского страхования (Программное обеспечение). Свидетельство о государственной регистрации.

7. Программа информационного сопровождения госпитализации застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования (Программное обеспечение). Свидетельство о государственной регистрации.

8. Технология точечного прогнозирования уровня паводка (технология в области управления природными ресурсами. Патент № 2480825).

9. Программный комплекс для распознавания предфрактальных графов с затравками, о структуре которых информация отсутствует («Recognize 2.0») (программа для электронно-вычислительных машин)  ПК предназначен для распознавания графов с затравками, представляющий программу сложного уровня, имеющую оригинальный алгоритм распознавания, основанный на теории графов определенного типа. Область применения: Программируемые процессоры обработки сигналов изображения, текста и речи. Свидетельство о государственной регистрации.

10. Программный продукт для точечного прогнозирования паводкоопасных ситуаций (инновационный продукт)

Описание: Реализует инновационную технологию автоматизированного прогнозирования даты наступления и уровня паводка. Для классификации типов синоптических ситуаций в точке прогнозирования за сколь угодно продолжительный период инструментальных наблюдений и затем построения прогноза связанных с ними уровней строится математическая модель нейронной сети. Программный продукт позволяет вести базу данных, описывающую синоптические ситуации, строить нейронную сеть и получать прогноз. Программный продукт имеет удобный оконный интерфейс. Результат ОКР. Новизна: автоматизированный точечный прогноз.

Область применения: Управление природными рисками.

11.Технология выделения геоморфных элементарных поверхностей на цифровой модели рельефа (технология)

Описание: Для выделения геоморфных элементарных поверхностей по векторным изолинейным картам рельефа с помощью авторских алгоритмов определяются классифицированные характерные точки и характерные линии рельефа. По выделенным элементам определяются границы классифицированных элементарных геоморфных поверхностей с помощью экспертной системы.

Результат: Автоматизированное выделение классифицированных геоморфных элементарных поверхностей рельефа. Новизна: впервые разработана полностью автоматизируемая технология выделения геоморфных поверхностей рельефа.

Область применения: Инженерные расчёты на местности, прогнозирование экзогенных геоморфологических процессов, лабораторное моделирование гравитационных процессов.

12. Экспертная система выделения геоморфных элементарных поверхностей на цифровой модели рельефа (инновационный продукт)

Описание: Программный продукт, реализующий технологию выделения геоморфных элементарных поверхностей. Позволяет задавать различные значения параметров для выделения структурных элементов рельефа. Поддерживает основные операции с пространственными данными (включает элементы ГИС). Использует машину логического вывода CLIPS для построения интегрированной экспертной системы. Результат ОКР. Новизна: интегрированная система, включающая компоненты ГИС и экспертных систем. Область применения: Инженерные расчёты на местности, прогнозирование экзогенных геоморфологических процессов, лабораторное моделирование гравитационных процессов.

13. Способ построения геодинамической модели на территорию неограниченной площади (технология)

Описание: Технология основана на способе построения геодинамической модели структурно подобной полю эндогенной энергии в фокусе земной поверхности, что выводит на возможность точечного прогнозирования времени наступления и уровня сейсмических событий. Результат НИР. Область применения: Управление природными рисками.

14. Онтологическая геоинформационная модель (технология)

Описание: Технология построения сущностно-логической геоинформационной модели геопространства структурно подобной энергетическим географическим полям в фокусе земной поверхности, основанная на авторском методе структурной маски энергетических географически полей.

Область применения: Прогнозирование природных опасностей.

15. Способ коррекции уровня глюкозы путем оптимизации глюконеогенеза (технология)

Описание: Данная технология основана на новой научной гипотезе о гипо- и аглюконеогенезе, имеющий важное значение для биологической науки и практики в области нутриметаболомики и биохимии питания, обосновании медико-биологических проблем взаимосвязи питания с интенсивностью и направленностью метаболических процессов в организме (Патент № 2431478).

Область применения: Технология рекомендуется для оздоровления широких масс населения, но в первую очередь лицам с избыточной массой тела, нарушенной толерантностью к глюкозе, аллергическими заболеваниями.

16. Программный комплекс оценки эффективности вариантов вовлечения нетрадиционных источников энергии в энергобаланс региона (технология)

Описание: Комплекс предназначен для оценки эффективности вариантов вовлечения нетрадиционных возобновляемых источников энергии (НВИЭ) в энергобаланс различных по величине территории (Свидетельство № 2013660038).

Область применения: Комплекс может быть использован руководством региона, поставщиками энергоуслуг, а также частными лицами для принятия решений о возможных объемах вовлечения энергии НВИЭ в энергобаланс.

17. Программный комплекс для распознавания предфрактальных графов с затравками, о структуре которых информация отсутствует (технология)

Описание: Комплекс предназначен для распознания предфрактальных графов (Свидетельство № 2011611836).

Область применения: Технологии информационных систем.

18. Программный комплекс для распознавания предфрактальных графов с затравками (технология)

Описание: Комплекс предназначен для распознания предфрактальных графов (Свидетельство № 2010613649).

Область применения: Технологии информационных систем.

19. Программа для оценки уровня психологической готовности студентов к экстремальным ситуациям (технология)

Описание: Разработана оболочка для прохождения тестов первого уровня, которая хранит результаты прохождения тестов в базе данных. В качестве результата программа выдает тип психологической готовности студентов к экстремальным ситуациям с конкретными рекомендациями (Свидетельство № 2013661650).

Область применения: Программа предназначена для диагностики и оценки уровня психологической готовности студентов к экстремальным ситуациям.

20. Программа для оценки уровня общего физического развития от 2-х до 16 лет (технология).

Описание: В соответствии с возрастно-половой группой по значениям роста, массы и окружности грудной клетки обследуемого методом шкал регрессии программа оценивает сначала уровни развития этих параметров в отдельности с учетом корреляции массы и окружности грудной клетки с ростом. Затем выводит на экран уровень общего физического развития (Свидетельство № 2013660171).

Область применения: Программа предназначена для оценки уровня общего физического развития детей дошкольного и школьного возраста.

21. Разработана транспортная логистика при проведении олимпиад, универсиад и других крупномасштабных мероприятий. Данная разработка апробирована на Сочинской Олимпиаде.

Внедрение результатов НИР в развитие региона свидетельствует: 1) о достаточно высоком уровне вузовской науки и востребованности ее результатов в социально-экономическом секторе региона; 2) в регионе есть образовательные учреждения, органы государственного управления, промышленные предприятия, хозяйствующие субъекты, бизнес-структуры, которые заинтересованы в новой экономике, в инновационной организации работы, основанной на знаниях. За период 2010 – 2014 гг. освоено средств местного бюджета на сумму 14684,9 тыс. руб.

Профессорско-преподавательский состав и сотрудники АГУ в 2010-2014 гг. выполняли научно-исследовательские работы по следующим НТП Минобразования и науки РФ:

Аналитическая ведомственная целевая программа «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2011 годы)», мероприятие 1, – 13 проектов (2010 г.). Объем финансирования – 12515,0 тыс. руб.

Аналитическая ведомственная целевая программа «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)», мероприятие 2, – 7 проектов (2010 г.). Объем финансирования - 15630,3 тыс. руб.

Аналитическая ведомственная целевая программа «Развитие научного потенциала высшей школы (2011 годы)», мероприятие 2, – 7 проектов (2010 г.). Объем финансирования - 7465,7 тыс. руб.

Аналитическая ведомственная целевая программа «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2011 годы)», мероприятие 3, – 1 проект (2011 г.). Объем финансирования - 1907,6 тыс. руб.

Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России. (2009-2013 гг.)» - 3 проекта (2010 г.), 2 проекта (2011 г.) 1 проект (2012 г.). Объем финансирования - 10450,0 тыс. руб.

Государственное задание Минобрнауки России в части проведения фундаментальных и прикладных научных исследований и экспериментальных разработок – 19 проектов (2012 г.), 19 проектов (2013 г.). Объем финансирования - 13422,1 тыс. руб.

Государственное задание Минобрнауки России. В рамках базовой части государственного задания – проведение фундаментальных и прикладных научных исследований и экспериментальных разработок – 5 проектов (2014 г.). Объем финансирования - 5766,7 тыс. руб.

Российский фонд фундаментальных исследований – 4 проекта (2011 г.), 1 проект (2012 г.), 1 проект (2013 г.). Объем финансирования  - 2425,0 тыс. руб.

Российский гуманитарный научный фонд – 1 проект (2012-2014 гг.). Объем финансирования  - 1610,0 тыс. руб.

Фонд «Русский мир» - 1 проект (2011 г.). Объем финансирования  - 170,0 тыс. руб.

Всероссийская общественная организация «Русское географическое общество» – 1 проект (2013 г.). Объем финансирования  -  400 тыс. руб.

Программа «Одаренные дети» Министерства образования и науки Республики Адыгея – 1 проект (2010 г.). Объем финансирования  -  500,0 тыс. руб.

Государственная программа развития и поддержки науки Республики Адыгея на 2006-2010 гг. – 3 проекта (2010 г.). Объем финансирования  - 160,0 тыс. руб.

Государственная программа развития и поддержки науки Республики Адыгея на 2011-2015 гг. – 4 проекта (2011 г.), 4 проекта (2012 г.). Объем финансирования  - 360,0 тыс. руб.

Программа Министерства образования и науки Республики Адыгея «Развитие образования 2011-2015 гг.» - 1 проект (2011 г.); 1 проект (2012 г.). Объем финансирования  -  913,0 тыс. руб.

Государственная программа Республики Адыгея Развитие образования на 2014-2020 гг. – 1 проект. Объем финансирования - 949,3 тыс. руб.

Хозяйственные договоры – 19 проектов (2010 г.);  24 проекта (2011 г.); 12 проектов (2012 г.); 8 проектов (2013 г.); 15 проектов (2014 г.). Объем финансирования  - 20962,8  тыс. руб.

Академические контакты по 29 направлениям исследований осуществляются с научно-исследовательскими институтами РАН, Институтом возрастной физиологии РАО, МГУ, Санкт-Петербургским, Ростовским, Кубанским, Ставропольским и другими  государственными университетами, а также университетами США, Германии, Швеции, Великобритании, Франции, Нидерландов. Исследования АГУ поддерживаются 20 зарубежными благотворительными фондами и заинтересованными  организациями.

Уделялось внимание внедрению программ академической и международной мобильности как эффективного механизма поддержки и развития научного потенциала, интеграции в мировое научное сообщество. За период 2010-2014 гг. из международных фондов получено на конкурсной основе 56 млн. 587,8 тыс. руб. Сотрудничество Адыгейского государственного университета с Колледжем Назарет Рочестер (Нью-Йорк); консалтинговой компанией «Qualiworld Investment Limited» (Нигерия), уже более 10 лет занимающейся набором студентов для поступления в зарубежные ВУЗы; Международным институтом при Ханойском государственном университете (Вьетнам, Ханой); Манжурским университетом; Ассоциацией Slaventures; Университетом Масарик в Чехии; Иорданией (г. Амман); Корейским университетом в сфере преподавания и проведения исследовательской деятельности для развития и распространения образования; Потсдамским университетом прикладных наук (Германия); Университетом Пари-Нантер (Франция, Париж); Университетом IAD (Италия, Рим); Университетом Гольдсмит (Англия, Лондон);  Международным центром лингвистики «Сил Интернэшнел» (Германия, Гиссен); Ассоциацией «Тадамун» (Ирак); Федерацией обществ кавказской культуры «KAF-FED», фондом  «KAF-DAV» г. Анкара (Турция) и др. позволило преподавателям, студентам и аспирантам, участвовавшим в конкурсах научно-образовательных программ международных фондов, пройти стажировки и обучение в зарубежных научных центрах.

В течение 2009-2012 г. Адыгейский государственный университет выполнял международный грант по сетевому корпоративному проекту программы TEMPUS IV «Методическое обеспечение программы бакалавриата по направлению «Социальная работа» в составе следующего консорциума вузов: Московский государственный областной университет, Казанская академия социального образования, АГУ, Потсдамский университет прикладных наук (Германия), Университет Пари-Нантер (Франция, Париж), Университет IAD (Италия, Рим), Университет Гольдсмит (Англия, Лондон). Объем финансирования – 1204000 Евро.

В области гуманитарного образования выполнялся с 2012 года контракт на сумму 19 миллионов рублей между ЮФУ и представительством Евросоюза с целью организации Центра Европейского союза на юге России. Партнеры ЮФУ - Университет Кингстона (Великобритания), Университет Линчопинга (Швеция), Адыгейский и Волгоградский государственные университеты. В рамках этого проекта работа Летнего методологического университета при АГУ в 2013 году была совмещена со школой Центра Евросоюза на Юге России.

В рамках проекта IBPP (Семья – для каждого ребенка), финансируемого Еврокомиссией, 8 преподавателей выезжали на стажировку в Испанию, Италию, Великобританию и другие страны. 

Объем финансирования международных проектов за 5 лет (2010-2014 гг.) составил 56587,8 тыс. руб.

В университете разработан комплексный тематический план НИР, основные направления которого стратегически значимы для развития системы образования, экономического, социального и инновационного развития Республики Адыгея. В тематическом плане НИР АГУ представлено 16 наиболее перспективных областей исследований в рамках 10 научных школ и 32 научных направлений. Это - развитие системы образования. Новые образовательные системы и технологии. Кавказоведение. Адыговедение. Экономические исследования. Языковые контакты. Педагогическая психология. Культура и общество. Цивилизации и современность: философские, социологические, политологические и правовые проблемы. Гигиена и охрана здоровья детей и подростков. Научные основы здорового питания различных групп населения Республики Адыгея. Генетика и иммунология. Анализ и оценка биоразнообразия и рациональное природопользование. Информационные технологии. Математика. Физика. Физическая культура и биомеханика. Три направления из области естественнонаучного блока относятся к приоритетным направлениям федерального уровня: «Информационные технологии», «Науки о жизни», «Экология и рациональное природопользование».

Четыре направления из области естественнонаучного блока относятся к приоритетным направлениям федерального уровня: «Информационно-телекоммуникационные системы», «Науки о жизни», «Рациональное природопользование», «Индустрия наносистем».

Три направления из области гуманитарного блока относятся к приоритетному направлению федерального уровня «Безопасность и противодействие терроризму».

В рамках этих направлений осуществляется выполнение 167 тем исследовательских работ, в том числе: 29 – фундаментальных, 43 – фундаментально-прикладных и 95 – прикладных. Из них – 1 комплексный научный проект вошел в «Государственную Программу Республики Адыгея «Развитие образования» на 2014 – 2020 годы с финансированием из бюджета республики.

Наиболее перспективные направления научных исследований, осуществляемых в АГУ, связаны со спецификой региона. В рамках научного направления «Культурная составляющая инновационной модели развития полиэтничного региона в условиях модернизации России и глобализации» под руководством  проф. А.Ю. Шадже, проф. С.А. Ляушевой, проф. З.А.Жаде проводится  исследование этнокультурного разнообразия на Северном Кавказе и выявление ценностного потенциала этнических культур. (Направление 39.06.01 (22.00.06) Социология культуры. Уровень подготовки – аспирантура).

Решаются проблемы формирования и развития личности в условиях взаимодействия религии и традиционной культуры кавказских народов, рассматриваются вопросы взаимодействия природы и человека в кавказском социокультурном пространстве, создаются модели формирования толерантности в условиях социокультурных трансформаций, разрабатывается механизм сохранения этнокультурных ценностей в условиях глобализации. Идет активная защита диссертаций, выпуск монографий, регулярно принимается участие в международных конгрессах, конференциях.

Коллективом выполняются НИР в рамках научно-технических программ Минобразования и науки России и Республики Адыгея. За 2010-2014 гг. освоено средств на сумму 2995,05 тыс. руб.

В рамках тематического плана АГУ выполняются исследования по тематическому направлению «Менталитет полиэтнического общества и политический процесс» (рук. проф. З.А. Жаде). Исследования в основном посвящены проблемам влияния менталитета полиэтнического общества на процесс социально-политического развития народов Северного Кавказа. При этом этнологический мониторинг проводится под эгидой Института этнологии и антропологии РАН по унифицированным методикам. В ходе мониторинга выявлены факторы, влияющие на процесс формирования правовой культуры в полиэтническом регионе, установлено влияние современного политического процесса на массовое сознание, психологическое состояние социально-демографических групп и становление гражданского общества. Предложены подходы к осуществлению моделирования этнополитических процессов.

На историческом факультете сложилась зрелая научная школа по исследованию проблем историографии, методологии истории под руководством Заслуженного деятеля науки России, доктора исторических наук, проф. Э.А.Шеуджен. (Направление 46.03.01 (030600.62) История. Уровень подготовки – академический бакалавриат; 46.06.01 (07.00.09) Историография, источниковедение и методы исторического исследования. Уровень подготовки - аспирантура).

Являясь по своей сути обобщающей, «пограничной» сферой многих исторических наук, данное направление фокусирует как значимые «прорывы» исторического знания, так и явления застойного, кризисного характера. Сложилось и все более проявляется потребность подвергнуть критическому анализу не только огромные пласты российских историографических источников, но и обратиться к опыту историософских исследований зарубежных авторов.

В течение 2010 - 2014 гг. коллектив научной  школы Э.А. Шеуджен освоил средств на сумму 1857,7 тыс. руб. в рамках государственного задания Минобрнауки России. Разработки в этой области способны позитивным образом повлиять на уровень университетского исторического образования, состояния вузовских научных исследований, более того, придать им системность и теоретическое осмысление. Не менее значима ориентация данного направления на проблемы местной, региональной истории, т.к. в настоящее время явственно проявляется «разрыв» между фактическим, документальным обоснованием многих кардинальных проблем северокавказской истории и уровнем их теоретического осмысления. Эпоха преобразований исследуется с классической, модернистской, постмодернистской методологической позиции, что создает основу для выявления и решения ряда новых научных проблем, позволяющих всесторонне исследовать историю пред и пореформенного развития народов Кавказа.

За 2010-2014 гг. издано: более 10 монографий, 1 учебник, 7 учебных пособий. Под научной редакцией Э.А. Шеуджен осуществлено издание исторического журнала "Диалоги с прошлым", сборника трудов «Вопросы теории и методологии истории».

В результате тесного сотрудничества с коллективом сектора военной истории России РАН в течение 20 лет кафедра Отечественной истории, историографии, теории и методологии истории АГУ занимается социальной историей военного периода, изучает проблему взаимодействия общества и власти в экстремальных условиях войн (рук. проф. Е.М. Малышева). (Направление 46.03.01 (030600.62) История. Уровень подготовки – академический бакалавриат; 46.06.01 (07.00.02) Отечественная история. Уровень подготовки - аспирантура).

Важное место в структуре научной деятельности отводится исследованиям проблем АПК и региональной экономики. (Направление 38.03.01 (080100.62) Экономика. Уровень подготовки – академический бакалавриат; 38.04.01 (080100.68) Экономика: направленность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Уровень подготовки – магистратура; 38.06.01 (08.00.05) Экономика и управление народным хозяйством. Уровень подготовки - аспирантура).

Под руководством проф. А.А. Керашева, проф. Е.Н. Захаровой проводится разработка концептуальных моделей и механизмов устойчивого развития регионального агропромышленного комплекса, стратегии и инструментов инновационной модернизации сферы рекреационных услуг Юга России, исследование управления территориальными интеграционными образованиями на мезоуровне организации хозяйственных отношений России в условиях интеграции национальной экономики в состав единого мирового хозяйства и  становления «экономики, основанной на знаниях» Коллективом выполняются НИР в рамках научно-технических программ Минобразования и науки России и Республики Адыгея. За 2010-2014 гг. освоено средств на сумму 4233,1 тыс. руб.

Научный коллектив под руководством Заслуженного деятеля науки РФ, доктора педагогических наук, проф. М.Х. Шхапацевой успешно апробирует инновационные подходы к обучению русскому языку в условиях национальной школы. (Направление 44.03.05 (050100.62) Педагогическое образование: направленность «Родной язык и литература» и «Русский язык». Уровень подготовки – академический бакалавриат; 44.06.01 (13.00.02) Теория и методика обучения и воспитания (русский язык в общеобразовательной и высшей школе). Уровень подготовки - аспирантура).

 М.Х. Шхапацева является победителем конкурса Минобрнауки РФ по созданию учебников нового поколения для национальных школ. В 2010-2014 гг. М.Х. Шхапацева участвовала в разработке учебного плана и проектов учебных программ по языкам абхазо-адыгской языковой группы в рамках сотрудничества с Автономной некоммерческой организацией «Институт национальных проблем образования», выигравшей проект  «Определение концептуальных подходов к изучению родных языков народов России в условиях двуязычия в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования». В 2013 году гриф Учебно-методического объединения по образованию в области подготовки педагогических кадров присвоен учебнику М.Х. Шхапацевой «Современный русский язык» (для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100 Педагогическое образование (профиль «Родной язык и литература»).

В АГУ активно проводятся исследования по национальной проблематике образования Северо-Кавказского региона, по общей и частной дидактике, по философии и истории педагогики и образования. Северный Кавказ и Республика Адыгея – пространство, где происходит настоящий диалог разных цивилизаций. В этом тематическом направлении активно и плодотворно работают: Центр адыговедения, лаборатория адыгейской филологии и лаборатория билингвизма. (Направление 45.06.01 (10.01.02) Литература народов Российской Федерации (северокавказская литература). Уровень подготовки - аспирантура); 45.06.01 (10.01.09) Фольклористика. Уровень подготовки - аспирантура).

 В течение 2010 - 2014 гг. коллектив Центра адыговедения освоил средств на сумму 1608,4 тыс. руб. в рамках хоздоговорных работ. В результате проведения исследования разработаны теоретико-концептуальные основы этнокультурных процессов; реконструирован исторический процесс формирования и развития северокавказской общности; изучена этничность как системообразующая форма северокавказской общности; рассмотрен механизм взаимодействия традиционных и инновационных ценностей.

В 2010-2014 гг. представители Центра адыговедения приняли участие в фольклорно-этнографической экспедиции, международных научных конференциях в Турции. Спонсором стал Благотворительный фонд адыгов Германии, Турции. Объем финансирования работ составил 365 тыс. руб.

За 2010-2014 гг. Центром издано более 10 монографий, 22 учебника, 5 учебно-методических комплексов.

Разработка и реализация долгосрочных целевых программ «Развитие и поддержка науки в Республике Адыгея на 2011-2014 годы» и «Сохранение и развитие государственных языков Республики Адыгея и других языков в Республике Адыгея на 2011-2014 годы» обеспечиваются не только деятельностью факультета адыгейской филологии и культуры, но и целым комплексом исследований научных коллективов филологического, педагогического и исторического факультетов. По данному направлению создано около 45 единиц научно-методологической и учебно-дидактической продукции, опубликовано 9 монографий и свыше 80 статей, из них 40 статей в изданиях, рекомендованных ВАК. Не менее важной проблемой регионального развития остается обеспечение высокого уровня русского языка в условиях билингвизма. На базе лаборатории билингвизма проводятся комплексные научные исследования проблем двуязычия под руководством доктора филологических наук, проф. З.У. Блягоза. В течение 2010 – 2014 гг. коллективом лаборатории издано: 5 монографий, 3 учебных пособия.

В рамках научной школы проф. К.Г. Шаззо, проф. У.М. Панеша «Компаративистика и исследование кросс-культурного пространства литературной и массовой коммуникации» проводятся исследования по выявлению важнейших особенностей возникновения и развития литератур Северного Кавказа в контексте философских, эстетических, нравственных проблем общероссийского литературного процесса 20-21 веков с широким выходом в европейские литературы разных эпох. (Направление 42.03.02 (031300.62) Журналистика. Уровень подготовки – академический бакалавриат; 45.03.01 (032700.62) Филология. Уровень подготовки – академический бакалавриат; 45.06.01 (10.01.02) Литература народов Российской Федерации (северокавказская литература). Уровень подготовки – аспирантура).

Осуществляется разработка теоретико-концептуальных основ типологического взаимодействия литератур народов Северного Кавказа.

По данному тематическому направлению издано более 50 научных монографий и научных сборников.

Созданная в области адыгского музыкознания научная и учебно-методическая литература используется в образовательном пространстве всего Северного Кавказа. (Направление 44.03.01 (050100.62) Педагогическое образование: направленность «Музыка». Уровень подготовки – академический бакалавриат; 44.04.01 (050100.68) Педагогическое образование: направленность «Музыкальная культура и искусство». Уровень подготовки – магистратура). Труды профессора А.Н. Соколовой переведены на английский язык и стали достоянием европейского научного знания. Результаты исследований А.Н. Соколовой были апробированы в 2010-2014 гг. на Международном съезде ученых-тюркологов в рамках Международного симпозиума этномузыкологов, проходившем в Берлине, Германия, с 26 по 30 мая 2010 г.; Пятом международном симпозиуме по традиционной полифонии, проходившем в Тбилиси, Грузия, с 4 по 9 октября 2010 г.; Международной конференции «Черкесы в 21 веке: проблемы и перспективы», проходившей в Турции с 21 по 26 сентября 2011 г.; Международном конгрессе по изучению музыкальной культуры национальных меньшинств, проходившем в Израиле (г. Цфат) с 06.08 по 14.08 2012 г.; Международном конгрессе этномузыкологов и 42-ом Международном семинаре по изучению традиционной музыки, проходившем в Китае (Шанхай) с 11.07 по 17.07 2013 г.; в Международной конференции «Сакральное пространство в современной культуре абхазов и адыгов», проходившей 12 июня 2013 г. в г. Сухум, Абхазия. Организатор Абхазский институт гуманитарных исследований имени Д.А. Гулиа; в 4-м Международном симпозиуме этномузыкологов по изучению музыки Турции «Турецкий мир и соседи. Сходство и различия в музыке», проходившем в Стамбульском техническом университете (факультет архитектуры) 18-20 апреля 2014 г. (Стамбул, Турция); в Международной научной конференции «Актуальные проблемы, опыт и перспективы традиционной и современной музыки», проходившей в Казахской национальной консерватории Алма-Аты (Казахстан) 18-25 ноября 2014 г. Участие в международных конференциях финансировалось за счет средств Российского гуманитарного научного фонда в рамках исполнения проекта 12-06-00131 «Социокультурная адаптация курдов в Республике Адыгея и прогностика развития этногруппы».

В рамках научной школы «Физиологические механизмы морфогенеза и адаптогенеза в условиях полимодальных воздействий окружающей среды» под руководством проф. А.В. Шахановой проводятся  мониторинговые исследования особенностей развития функциональной и психологической подготовленности детей, подростков и юношей при различных формах организации образовательной и двигательной деятельности; работы по исследованию нейрофизиологического, эндокринного, вегетативного и двигательного статуса организма в условиях интеграции инновационных образовательных и физкультурно-оздоровительных технологий, регулярной спортивной деятельности. (Направление 06.03.01 (020400.62) Биология. Уровень подготовки – академический бакалавриат; 06.04.01 Биология: направленность «Физиология». Уровень подготовки – магистратура; 06.06.01 (03.03.01) Физиология Уровень подготовки – аспирантура). Освоен объем финансирования в рамках НТП в 2010-2014 г. на сумму 17037,9 тыс.руб.

Результаты проведенных исследований получили широкое отражение в публикациях, докладах на физиологических конгрессах, конференциях разных уровней. Защищены 6 кандидатских диссертаций, подготовлены к защите 2 докторские и 5 кандидатских диссертаций. Опубликовано свыше 300 научных работ, издано 7 монографий, 10 учебно-методических пособий, принято участие в более 100 научно-практических конференциях.

Осуществлялась подготовка научных кадров через аспирантуру по специальности 03.03.01 - Физиология. Лаборатория «Физиология развития ребенка» укомплектована уникальным  современным медико-биологическим оборудованием. Функционировал диссертационный совет по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальности 03.03.01 - Физиология.

Результаты исследований по определению иммуно-генетического и физиологического статуса населения Республики Адыгея позволили создать информационно-методологическую базу оценки генетического и психосоматического здоровья.

Инновационное научное направление «Геоинформационное обеспечение сбалансированного развития региона» (Руководитель – профессор Р.Д. Хунагов) ориентировано на теоретическое и практическое решение проблем социально-экономического развития Республики Адыгея, интеграцию и интенсификацию научных исследований в республике, модернизацию стратегических отраслей хозяйства, использование научных достижений в реальном секторе экономики. Научные исследования осуществляются в Центре интеллектуальных геоинформационных технологий, созданном в АГУ в 1999 г. (Направление 01.03.02 (010400.62) Прикладная математика и информатика. Уровень подготовки – академический бакалавриат; 44.04.01 (050100.68 Педагогическое образование: направленность «Информационные технологии в образовании». Уровень подготовки – магистратура).

Создана цифровая интеллектуальная модель геопространства, обеспечивающая эффективный инструментарий для внедрения инноваций в региональном управлении и для оценки ресурсно-экологического потенциала, моделирования и прогнозирования природных и социально-экономических процессов. Данное направление поддерживается деятельностью созданного на базе ГИС-центра АГУ республиканского Центра космических услуг (ЦКУ) и учрежденного университетом малого предприятия «Гео-Вертекс». В ГИС-центре АГУ разработан и запатентован в 2013 году способ прогнозирования даты наступления и уровня воды экстремально высоких паводков. Картографическое отображение зоны затопления при этом показывает в каждой её точке высоту воды. Осуществление таких прогнозов позволяет определить опасную зону, выстроить заблаговременный ход эвакуации населения и спасательных работ.

Сегодня Центр космических услуг, созданный в АГУ, работает на инновационное развитие России, выполняя проекты, входящие в программу Федерального космического агентства и Кластера космических технологий и коммуникаций Фонда развития центра разработки и коммерциализации новых технологий «фонд Сколково». Адыгейский государственный университет награжден Дипломом участника I Всероссийской научно-практической конференции «Проблемные вопросы привлечения потенциала высших учебных заведений в интересах подготовки и повышения квалификации специалистов в области использования результатов космической деятельности, а также обеспечения конкурентоспособности отечественных космических продуктов и услуг» (Москва, 22-23 марта 2012 г.), которую проводила научно-производственная корпорация «Рекод» при официальной поддержке Федерального космического агентства и Кластера космических технологий и телекоммуникаций Фонда развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий «Сколково».

Проекты разрабатываются при участии научных консультантов Института проблем информатики РАН и Института географии РАН. По результатам работы за 2010-2014 гг. коллективом Центра издано более 80 публикаций, освоено средств на сумму 10 млн. 855 тыс.  рублей.

Одним из перспективных и долгосрочных приоритетов являются исследования в рамках научного направления  «Биоразнообразие Западного Кавказа. Биологический эффект горных экосистем» (Руководитель: проф. Шебзухова Э.А.) и «Экологический мониторинг флоры и фауны горных территорий Западного Кавказа» (Руководитель: проф. Замотайлов А.С.). (Направление 06.03.01 (020400.62) Биология. Уровень подготовки – академический бакалавриат; 06.06.01 (03.02.05) Энтомология. Уровень подготовки – аспирантура; 06.06.01 (03.02.08) Экология. Уровень подготовки – аспирантура).

Под руководством профессора, чл.-корр. РАН Ф.А.Темботовой, проф. Э.А. Шебзуховой, профессора А.С. Замотайлова, профессора И.Г. Волкодава  проводится сравнительный анализ разных периодов с учетом степени изученности позвоночных животных и трансформации ландшафтов с целью выявления общих тенденций и направлений происходящих изменений и прогноза на обозримое будущее. Проводятся полевые исследования, сбор материала по редким видам беспозвоночных и позвоночных животных. Особое внимание уделяется узкореальным, эндемичным видам и видам, занесенным в государственные Красные Книги: Республики Адыгея, Российской Федерации и Международной (МСОП).

Проводится эколого-биологическое исследование представителей редких, исчезающих и эндемичных растений в дендрарии АГУ. Одним из важных способов сохранения редких видов растений является содержание их в коллекциях ботанических садов, которые располагают необходимыми условиями для охраны растений ex situ. Перед Ботаническим садом АГУ, учрежденным в 2008 году, стоят задачи: глобальная стратегия формирования биоразнообразия растений, выражающаяся в накоплении генофонда редких и исчезающих видов, изучении их биологии и экологии, получении научных и практических результатов, необходимых для разработки способов охраны.

Разработанные рекомендации по широкому культивированию интродуцентов используются при организации дендроучастков школ, озеленении улиц, населенных пунктов Республики Адыгея.

В течение 2010-2014 гг. накоплен фактический материал по анализу и оценке биоразнообразия Республики Адыгея, разработана научная концепция биологического эффекта высотно-поясной структуры горных ландшафтов, усовершенствована методология решения актуальных задач охраны и воспроизводства гено- и ценофонда Кавказа, заложена основа новых коллекционных участков,  сформирована база данных по эколого-биологическим особенностям интродуцентов, редким и исчезающим растениям. разработана модель наземных экосистем, издана в 2-х томах «Красная книга Республики Адыгея», в которой даны рекомендации по сохранению, восстановлению и рациональному использованию биоразнообразия в целях сохранения стабильности экосистем региона.

Коллективом выполнялись НИР в рамках Аналитической ведомственной целевой программы высшей школы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 гг.), научно-технических программ Минобразования и науки России и Республики Адыгея. За 2010-2014 гг. освоено средств на сумму 3596,81 тыс. руб.

На базе факультета математики и компьютерных наук успешно функционирует научное направление по изучению проблем качественной теории дифференциальных уравнений. Среди исполнителей этого направления следует отметить доцента кафедры математического анализа и методики преподавания математики Мирзова Дж.Д., который является активным участником нескольких международных научных конференций и коллоквиумов по дифференциальным уравнениям (Тбилиси, Санкт-Петербург, Брно, Прага). (Направление 01.06.01 (01.01.02) Дифференциальные уравнения, динамические системы и оптимальное управление. Уровень подготовки – аспирантура).

По научному направлению «Математическая креативность, талант и одаренность» (Направление 01.03.01 (010100.62) Математика. Уровень подготовки – академический бакалавриат; 01.04.01 Математика: направленность «Математическое образование и информационные технологии в образовании». Уровень подготовки – магистратура), возглавляемому доцентом Д.К. Мамием, разрабатываются, апробируются и внедряются эффективные диагностические и развивающие методики, технологии и формы работы с математически одаренными детьми и молодежью. На базе Республиканской естественно-математической школы разработаны технологии многоуровневого углубленного изучения математики, химии, биологии в системе довузовской подготовки в условиях Республики Адыгея. Создана целостная концепция дополнительного обучения математике, физике, химии, биологии и отработана методика проведения олимпиад для учащихся младших классов Республики Адыгея; подготовлена программа многоуровневого дополнительного обучения с учетом различной степени подготовленности учащихся; разработана программа для занятий математических кружков; отработаны принципы и методики проведения летних и зимних математических школ с использованием как индивидуального, так и группового методов обучения; к работе регулярно привлекаются известные в России специалисты по работе с математически одаренными учащимися. Разработаны методические рекомендации по повышению эффективности деятельности региональных систем образования, по раннему выявлению, развитию и поддержке одаренных детей и молодежи в рамках реализации образовательных программ в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования детей, учреждениях профессионального образования. Организовано сетевое взаимодействие между образовательными и научными учреждениями, работающими с талантливыми учащимися и студентами в области математики в Южно-Российском регионе и России. Разработаны и реализованы образовательные программы, проекты и технологии сопровождения математически одаренных школьников и студентов. Организовано проведение школ-семинаров, профильных лагерей для математически одаренных школьников и студентов из Южно-Российского региона и России в целом. Организовано проведение олимпиад и конкурсов по математике для учащихся учреждений общего образования, студентов учреждений ВПО и СПО. Так, в январе 2014 г. Республиканская естественно-математическая школа при АГУ в 3-й раз провела Новогоднюю математическую регату среди школьников трех возрастных категорий: 6-7, 8-9 и 10-11 классы. Регулярно в г. Майкопе проходят всероссийские олимпиады школьников по математике. В заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по математике в городе Майкопе приняли участие 260 учащихся из 72 регионов Российской Федерации и 80 сопровождающих педагогов. В работе жюри (31 чел) приняли участие сотрудники, преподаватели, аспиранты и студенты из 12 ведущих вузов и математических центров Российской Федерации. По традиции в олимпиаде принимают участие национальные команды Республики Болгария и Китайской Народной Республики, и гости олимпиады знакомятся с системой дополнительного образования одаренных школьников при Адыгейском университете. Учащиеся Республиканской естественно-математической школы и студенты АГУ регулярно принимают участие в конкурсах по математике, физике и информатике в Сербии, Китае, Израиле и других странах и занимают призовые места. Коллективом выполняются НИР в рамках НТП по заказу Минобразования и науки России и Республики Адыгея. В 2014 г. при РЕМШ открылся Центр дистанционного обучения, оснащенный современной системой видеоконференцсвязи. С начала учебного года все учащиеся сельских школ Республики Адыгея проходят обучение в дистанционной форме. Предложение декана факультета математики и компьютерных наук по увеличению квот для призеров заключительного этапа всероссийских олимпиад школьников, озвученное на общероссийском форуме Общероссийского народного фронта «Качественное образование во имя страны», было поддержано Президентом РФ В.В. Путиным. За 2010-2014 гг. освоено средств на сумму 26188,18 тыс. руб.

На базе динамично развивающихся школ, возглавляемых профессорами К.Д. Чермитом, Н.Х. Хакуновым, идет интенсивная подготовка научно-педагогических кадров высокой квалификации в области физического воспитания и спорта. (Направление 49.04.01 (034300.68) Физическая культура: направленность «Спорт и система подготовки спортсменов». Уровень подготовки – магистратура; 49.06.01 (13.00.04) Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. Уровень подготовки – аспирантура).

В рамках проекта по Аналитической ведомственной целевой программы высшей школы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы) под руководством  профессора А.В. Шахановой,  проф. Р.Д. Хунагова проводились научные исследования по системной модернизации высшего профессионального образования, оптимизации системы управления качеством образования, формированию профессиональной компетентности выпускников, подготовке высококвалифицированных кадров для обеспечения долгосрочной потребности вуза, системы образования и инновационной экономики региона. В Адыгейском государственном университете создана эффективная организационно-структурная модель интеграции учебной и научной деятельности.

Иконка предпросмотра