Ректор

 

Справка о научной и научно-педагогической деятельности Р.Д. Хунагова 

 

 Рашид Думаличевич Хунагов – доктор социологических наук, профессор, ректор федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования  «Адыгейский государственный университет».
 
В 1975 году окончил Таганрогский радиотехнический университет (ныне в составе Южного федерального университета) по специальности «Электронные приборы». В 1993 году защитил кандидатскую диссертацию, получив ученую степень кандидата философских наук. В 1996 году стал доктором социологических наук, защитив диссертацию по социологии управления. В мае 1997 года Р.Д. Хунагову было присвоено ученое звание профессора по кафедре философии и социологии.
 
Научные интересы Р.Д. Хунагова охватывают социологию образования, социологию управления, политологию, социальную философию, этнологию и антропологию, региональную экономику, геоинформационные технологии.
 
Исследования Р.Д. Хунагова в области политологии и философии политики позволили существенно расширить и углубить анализ содержания политической субъектности. Р.Д. Хунагов показал, что под политической субъектностью следует понимать способность к самостоятельному поведению, формулированию своих интересов, целей, осуществлению собственного выбора, проявлению своей воли. К критериям, позволяющим наделить статусом политического субъекта, были отнесены: самосознание субъекта, где определяется собственное положение в политической действительности, цели и интересы деятельности; воля к социальным действиям и реализация ее в политической практике; автономность субъекта в политических действиях и их постоянство.
 
Анализ атрибутивного характера и условий формирования политической субъектности вывел исследовательскую мысль Р.Д. Хунагова на уровень социологического осмысления проблематики рациональности в политике и управлении. Были раскрыты условия реализации институциональной связи науки и политики, доказано, что эффективное использование науки в социальном управлении возможно только в процессе взаимодействия, основанного на согласии относительно основополагающих ценностей. Р.Д. Хунагов показал, что управление как актуализация власти возникает из необходимости достижения общих целей людей в их совместной жизнедеятельности. Если власть по своей природе неуклонно стремится к расширенному воспроизводству отношений господства, то цель управления - достижение оптимальности и эффективности функционирования социальных и политических систем. 
 
Расширение спектра изучения политической субъектности, проблематики рациональности в политике и управлении вывели Р.Д. Хунагова в когнитивное пространство изучения эволюции социально-политических систем, теоретического моделирования кавказской культуры в контексте культурно-цивилизационных процессов и кавказского фактора в современной России. Он показал, что не следует недооценивать аксиологическую компоненту, служащую онтологическим фундаментом кавказской идентичности, что сосуществование различных этноидентичностей, наряду с общероссийской, есть серьезная социально-политическая проблема, однако это не признак слабости государства, а свидетельство его исторической уникальности. 
 
Р.Д. Хунагов, занимаясь проблематикой цивилизации и личности, активно разрабатывает такие вопросы, как основания идентичности и аутентичности личности, взаимоотношения аутентичности и идентичности в контексте проблемы «Иного» и на стыке культур, аутентичность и идентичность в плане социально-исторической и индивидуальной памяти, а также в аспекте национальной безопасности. Он показал, что в качестве основной функции индивидуальной памяти следует определять самоидентификацию сообщества через его отличия от других сообществ и уменьшение внутренних разногласий. Сделан вывод о том, что вопрос об инаковости, различии идентичности и идентичностях различия касается самой сути этнологии и антропологии, исторических закономерностей развития дисциплины, которые сформировали ее традиции и цели.
 
Серьезным вкладом Р.Д. Хунагова в социологию образования стал его теоретико-методологический анализ модели инновационного развития как главной формы современной образовательной системы России.
 
Р.Д. Хунагов исходит из того, что в условиях нарастания внешних вызовов и формирования инновационно-рыночной образовательной среды неадекватность традиционных моделей управления образованием становится все более очевидной. В современных условиях сложности и противоречивости общественных процессов традиционная опора в управлении образованием на интуицию и здравый смысл приводит к упрощенным решениям проблем, замедляет инновационные процессы. Ныне ни одна из существующих или предлагаемых моделей управления не способна учесть все многообразие новой социальной среды, в которой функционируют образовательные учреждения, и дать ответ на новые социальные вызовы. Предложена социально-инновационная модель управления, которая представлена следующими подсистемами: управленческие процессы, теоретико-методологические основания, ценностная сущность компонентов и факторов образования. 
 
Р.Д. Хунаговым внесен вклад в развитие экономической мысли. Выдвинутые им новые научные идеи и концептуальные представления нашли отражение в целом ряде успешно защищенных его учениками диссертационных работ. В оборот экономических исследований введено новое понятие социализированного капитала, раскрыты специфические характеристики и основные функции воспроизводства данного капитала. Было показано, что социализированный капитал представляет собой новую форму капитала, сложившуюся  в условиях, когда определенная совокупность субъектов социально-экономических отношений прибегает к широкому использованию рыночных инструментов применительно к задачам массового воспроизводства общественных благ и удовлетворения обобществленных потребностей.
 
С опорой  на закономерности движения социализированного капитала в сфере жилищно-коммунальных услуг был обоснован новый курс реформирования и модернизации данной сферы; предложены эффективные территориальные стратегии, инструменты и средства подобного реформирования, предполагающие опору на собственную институциональную среду, формирование общественного согласия по поводу реформационного процесса на основе стратегического согласования интересов его субъектов, адекватность ресурсов и инструментов реформирования, реинтеграцию системного качества элементов сфер, расширенное воспроизводство социализированного капитала сферы на основе новых «высоких» технологий.
 
Хунаговым Р.Д. предложена новая научная идея адресного предоставления новым генерациям человеческого фактора национальной экономики России специального комплекса социальных генерирующих услуг, позволяющих провести институциональную коррекцию форм поведения, мышления, статусных характеристик. В русле данной научной идеи был также разработан комплекс институциональных методик и инструментов, продуктивность которых успешно апробирована в практической деятельности молодежных лагерей, функционирующих на Черноморском побережье Краснодарского края. Были раскрыты основные результаты воздействия на территориальное развитие новых для России кризисогенных и рискогенных факторов пролонгированной циклической трансформации отношений собственности и рентной ориентации системы узкогруппового присвоения ресурсного потенциала и результатов регионального развития; обоснован функционально-действенный способ организации антикризисного управления на мезо-уровне, адекватный содержанию региональной экономической системы; предложены эффективные стратегии и инструменты антикризисного управления.
 
Р.Д. Хунагов является руководителем научной школы «Разработка геоинформационной системы устойчивого развития региона». Разработка и внедрение в хозяйственно-производственный комплекс региона геоинформационных технологий придали инновационное направление развитию в республике объектно-ориентированных технологий. С помощью ГИС-технологий произведено эколого-геоморфологическое, эколого-климатическое и эколого-почвенное районирование территории региона; разработана инновационная трехмерная цифровая модель местности, обеспечивающая моделирование и прогноз динамики природно- и антропогенно-экологических факторов; накоплены реляционные базы данных, разработана методология их структуризации и хранения, обеспечивающая создание многообразных моделей геосистем, направленных на эффективное решение хозяйственно-экономических задач региона. Инновационность геоинформационных проектов подтверждена более 50 млн. рублей освоенных средств через НТП, гранты, РФФИ, ЕЗН, хоздоговоры, а также 2-мя патентами, 7-ю свидетельствами о государственной регистрации программ для ЭВМ, дипломами высокого уровня, открытием малого инновационного предприятия «Гео-Вертекс».
 
С целью разработки инновационных цифровых проектов экономического, туристического и градостроительного мониторинга и системного анализа геопространственных процессов, построения прогнозов опасных гидрометеорологических явлений по инициативе и при непосредственном участии Р.Д. Хунагова на базе ГИС-центра АГУ, совместно с Роскосмосом, в 2010 г. создан первый на Юге России Центр космических услуг для получения в режиме реального времени результатов космического зондирования территории Республики Адыгея.
 
Под руководством Р.Д. Хунагова в Адыгейском государственном университете выполняется ряд научно-исследовательских работ по тематическому плану НИР вузов Минобрнауки РФ, в рамках единого заказ-наряда, по региональным, федеральным и отраслевым межвузовским научно-техническим программам, грантам международных и отечественных фондов, хоздоговорным работам, в том числе: «Совершенствование методологического, научно-методического и кадрового обеспечения учебно-исследовательского комплекса профессиональных образовательных программ в АГУ (в рамках НИРС-НТТМ)» и «Геоинформационная система мониторинга экологического состояния региона на примере Республики Адыгея» в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы».
 
Р.Д. Хунагов ведет активную преподавательскую деятельность. Будучи профессором кафедры философии и социологии, он разработал и читает базовый курс лекций по социологии для студентов негуманитарных факультетов, ряд спецкурсов по социологии власти и социологии организаций; вносит большой вклад в разработку новых учебных программ, подготовку учебников и учебных пособий по основным направлениям гуманитарной подготовки студентов. 
 
Профессор Хунагов Р.Д. принял деятельное участие в реализации в АГУ в 2009-2012 гг. международного научно-методического проекта «Темпус» по линии Евросоюза «Образовательная программа бакалавриата по направлению «Социальная работа» (Tempus Project No. 144529) в составе консорциума российских и зарубежных вузов. Являясь членом Руководящего комитета проекта (Steering Committee), активно участвовал в разработке и внедрении основных видов деятельности консорциума по направлениям проекта: внедрение основ Болонской модели образования; модернизация социального образования в России; развитие дистанционных технологий в сфере социального образования; интернационализация высшего профессионального образования. В рамках проекта принял участие в 8 конференциях и рабочих семинарах в России и за рубежом (Германия, Франция, Великобритания), где выступил с докладами о состоянии образования в социальной сфере, проблемах и перспективах развития социальных технологий в России (на примере Северного Кавказа и Республики Адыгея). По результатам деятельности опубликовал 3 статьи в изданиях ВАК.
 
При непосредственном участии и под руководством Р.Д. Хунагова в рамках проекта «Темпус» в АГУ был успешно осуществлен переход на дистанционные образовательные технологии по направлению «Социальная работа», а также по ряду других направлений. Совместно с европейскими коллегами создано инновационное учебно-методическое обеспечение по дисциплинам социального цикла, в том числе «Теория и практика социальной работы», «Профилактика социального выгорания», «Социальные проблемы семьи», «Социальное сопровождение подростков группы риска», значительно расширена сеть стратегического социального партнерства АГУ в России и за рубежом.
 
В рамках обозначенных научных интересов и учебно-методической деятельности Р.Д. Хунаговым опубликовано более 100 научных и учебно-методических работ, в том числе 9 монографий, 12 учебных пособий, более 10 статей в научных журналах, вошедших в Перечень ВАК Минобрнауки РФ. Публикационная активность подтверждается высоким уровнем цитирования. 
 
Среди монографий  и учебных пособий выделяются следующие: «Проблема рациональности в политике и управлении» (М.: Высшая школа, 1995); «Гуманизм и полиэтническая Россия» (в соавторстве; Майкоп: Изд-во АГУ, 2001); «Стратегия и инструменты антикризисного управления системой региона» (Майкоп: Изд-во АГУ, 2009); «Инноватика в российском высшем образовании: проблемы и перспективы» (М.- Ростов-на-Дону: Социально-гуманитарные знания, 2010); «Личность и цивилизация в мире аутентичности и идентичности» (Ростов-на-Дону: Изд-во «Антей», 2012); «Этнология и социальные изменения: расширение области этнологических исследований» (М.: Социально-гуманитарные знания, 2012); «Инновационное развитие высшего образования России: Учебное пособие» (М.- Ростов-на-Дону: Социально-гуманитарные знания, 2012).
 
Р.Д. Хунагов является научным редактором более 40 монографических исследований и сборников научных статей, членом редакционных коллегий ряда научных журналов, главным редактором журнала «Вестник Адыгейского государственного университета», включенного в Перечень ВАК Минобрнауки РФ, вошедшего в международную справочную систему по периодическим и продолжающимся изданиям «Ulrich’s Periodicals Directory» и в международную библиографическую и реферативную базу данных Scopus, принимал активное участие в ряде международных и всемирных научных форумов. Хунагов Р.Д. выступал с докладами на 8-ой Ежегодной конференции европейской социологической ассоциации «Конфликты, гражданство и гражданское общество» (Великобритания, Шотландия, г. Глазго, 2007); Первом форуме по социологии Международной социологической ассоциации «Социологические исследования и публичные дебаты» (Испания, г. Барселона, 2008); 10-м конгрессе Европейской социологической ассоциации (ESA) «Социальные отношения в эпоху турбулентности» (Швейцария, Женева, 2011), 40-м Всемирном конгрессе Международного института социологии «После гегемонии Запада: социология и общество» (Индия, Дели, 2012).
 
Р.Д. Хунагов возглавляет 2 диссертационных совета по защите докторских и кандидатских диссертаций по социологическим и экономическим наукам, под его руководством защищено 3 докторских и 14 кандидатских диссертаций.
 
С 1996 года Р.Д. Хунагов является ректором Адыгейского государственного университета.
 
За минувшие годы вуз под его руководством получил динамичное инновационное развитие. Уровень остепененности преподавательского состава возрос с 40 до 82 %, количество специальностей и направлений подготовки – с 18 до 63, общая площадь учебно-лабораторной базы – с 23,0 до 70,6 тыс. кв. м. Создан университетский комплекс, включающий гуманитарно-технический колледж, Республиканскую естественно-математическую школу, 3 института и 12 факультетов, базовые кафедры Южного научного центра РАН, Центр информационных технологий, Центр космических услуг, Ботанический сад, музеи, развитую социальную инфраструктуру.
 
Весомый вклад внесен Р.Д. Хунаговым в организацию и развитие новых научных школ и направлений в области естественнонаучного и гуманитарного знания, в том числе по приоритетным направлениям науки и техники РФ: «Безопасность и противодействие терроризму», «Информационно-телекоммуникационные системы», «Науки о жизни», «Рациональное природопользование», что подтверждается успешным внедрением научных результатов в производственную и социально-экономическую сферы региона. Под его руководством создано 11 научных школ и 28 научных направлений, достигнут десятикратный рост объема научных исследований. В 2009 году открыт и оснащен современной приборной базой НИИ комплексных проблем университета. Развитие научно-исследовательской деятельности осуществляется с широким привлечением к работе студентов, аспирантов и молодых ученых.
 
Образовательные программы АГУ сертифицированы в Европейской Организации Качества и Торгово-промышленной палате РФ. Система менеджмента качества АГУ, применительно к образовательной, научно-исследовательской, инновационной и опытно-конструкторской деятельности сертифицирована и зарегистрирована в едином реестре в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии. Университет внесен в Федеральный реестр «Всероссийская книга почета», является лауреатом конкурса «Сто лучших товаров России». Научный журнал «Вестник Адыгейского государственного университета» вошел в Перечень ВАК по 15 научным направлениям, функционируют 8 диссертационных советов по 14 специальностям. Введены в эксплуатацию новые здания учебного корпуса, научной библиотеки и бизнес-инкубатора, возводится учебно-спортивный комплекс.
 
Р.Д. Хунагова характеризует высокий уровень профессионализма и личной культуры. Он пользуется признанием среди научно-педагогической общественности, является заместителем председателя Президиума Совета ректоров вузов Южного федерального округа, заместителем председателя Совета ректоров вузов Краснодарского края и Республики Адыгея, председателем Общественного совета при Министерстве внутренних дел по Республике Адыгея.
 

Достижения и успехи Р.Д. Хунагова в научной и научно-педагогической деятельности отмечены рядом наград и почетных званий. Р. Хунагов – действительный член Академии педагогических наук, Академии социальных наук, Заслуженный деятель науки Кубани, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, Почетный доктор Института социологии РАН Абхазского государственного университета, Южного Федерального университета, Монгольского государственного университета.

Награжден медалями «Слава Адыгеи», «За выдающийся вклад в развитие Кубани», Почетной серебряной медалью им. В.И. Вернадского, Юбилейной медалью «100 лет профсоюзам России», медалью Центра биографических исследований Кембриджа «Профессиональный лидер», серебряной медалью им. П. Сорокина «За вклад в развитие отечественной социологии», Почетной грамотой Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Почетной грамотой Законодательного собрания Краснодарского края. Кавалер ордена «Святой Софии», Лауреат Европейской премии Сократа, Лауреат Американской премии «Золотой сертификат качества» и медали «За вклад в дело развития науки и культуры», Лауреат Конкурса научных работ по кавказоведению Юга России им. Ю.А. Жданова, Лауреат Всероссийского проекта «Эффективное управление кадрами» в номинации «Руководитель года» (2009 г.).

В 2012 году отмечен знаком «Ректор года». В 2013 году награжден Почетным знаком Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея «Закон. Долг. Честь». В октябре 2013 года избран академиком - иностранным членом Сербской Академии образования (Сербия, г. Белград). В феврале 2014 года получил почетное звание "Отличник образования Монголии".