Современный урок в школе: традиции и инновации

В рамках ежегодного мероприятия «Наукоград-2018»  в Адыгейском государственном университете при поддержке Министерства образования и науки Республики Адыгея  1 ноября 2018 года прошла вторая сессия  Республиканского постоянно действующего семинара «Традиционное и инновационное в обучении русскому языку и литературе в билингвальном пространстве». Мероприятие прошло в формате научно-практической конференции «Современный урок: традиции и инновации».

Модератором семинара выступила кафедра русской филологии факультета адыгейской филологии и культуры во главе с заведующей кафедрой доцентом, кандидатом филологических наук Ф. И. Хейшхо. В мероприятии  приняли участие преподаватели факультета адыгейской филологии и культуры, филологического факультета, кафедр общей педагогики и психологии Адыгейского государственного  университета, учителя русского языка и литературы школ Республики Адыгея.  Участников Республиканского семинара приветствовали Панеш Учужук Масхудович,  декан филологического факультета, профессор кафедры литературы и журналистики, доктор филологических наук, Хамерзокова Нуриет Аслановна, декан факультета адыгейской филологии и культуры,  доцент кафедры адыгейской филологии, кандидат филологических наук.

Проблемы, связанные с обучением русскому языку и литературе были и будут всегда актуальными. В преддверии данного семинара в Уфе проходил  Конгресс Российского общества преподавателей русского языка и литературы.  В работе Конгресса принимала участие от Адыгейского государственного университета зав. кафедрой русского языка Беданокова З.К., доктор филологических наук, доцент кафедры русского языка, которая поделилась с участниками семинара своими впечатлениями о работе Конгресса.

Времена меняются, изменяются и методы и формы организации уроков русского языка и литературы. Наравне с традиционными уроками,  все более прочные позиции в деятельности учителей  занимают  современные инновационные технологии, в том числе и компьютерные, использование  которых создает определенные сложности. Меняется и  типология урока. Если в традиционной системе в образовательном процессе выделялись уроки изучения нового материала, закрепления знаний и формирования умений и навыков, повторительно-обобщающего характера,  комбинированный, контроля знаний, умений и навыков, то с точки зрения деятельностного подхода в современное время  все более прочные позиции занимают  уроки «открытия» нового знания, рефлексии, общеметодологической направленности, развивающего контроля.  Именно эта проблема  привела ректора университета профессора Хунагова Р.Д.  к мысли о необходимости создания в Адыгейском государственном университете постоянно действующего семинара  с целью обобщения опыта реализации инноваций в обучении русскому языку и литературе в школах республики. Создание такого семинара в декабре 2016 года оправдало себя. За это время проводились ежегодные  Республиканские семинары в заочной и очной формах, выездные семинары в Красногвардейском, Шовгеновском, Теучежском районах и г.Адыгейск.

Проведение семинара в 2018 году традиционно было запланировано в двух сессиях. Первая сессия прошла в заочной форме с 25 марта по 15 мая 2018 года.  В созданную экспертную комиссию в рамках проведения семинара было  подано более 80 материалов в форме докладов, презентаций,  разнообразных по тематике и содержанию.  Члены комиссии изучили представленные материалы, отобрали наиболее интересные и содержательные на пленарную часть  второй сессии семинара, запланированную на 1 ноября 2018 года. Особую активность проявили учителя школ Теучежского и Кошехабльского районов.

На второй сессии семинара были заслушаны наиболее  содержательные доклады, соответствующие заявленной проблеме и отражающие как традиционные, так и инновационные методы обучения русскому языку и литературе. С  интересными докладами на семинаре выступили:  Кахужева З.К., доцент кафедры русской филологии, к.п. н.,  Шарова Е.И., доцент кафедры общей педагогики, к. п.н., начальник отдела методического обеспечения и аудита качества образования АГУ, Шеожева Б. А., доцент кафедры русского языка, к. п. н., Джамирзе Н.К., доцент кафедры психологии, к. п.н , Хакуз Л.А., учитель русского языка и литературы школы №10  а. Козет Тахтамукайского района, Шаова Л.Ю., учитель русского языка и литературы школы №1 а.Хакуринохабль Шовгеновского района, Алексуточкина Е.Н., учитель русского языка и литературы школы №16 Майкопского района,  Панеш М.Р., учитель русского языка и литературы школы № 4 а. Гатлукай .

Семинар обогатили  мастер – классы Тхакушиновой М.А., учителя русского языка и литературы Адыгейской республиканской гимназии «Проектная деятельность на уроках литературы в старших классах. Проект «Неравный брак в русской и адыгейской литературе» с активным участием учащихся 9 класса, Кахужевой Н.С., учителя русского языка и литературы школы № 3 а.Джерокай Шовгеновского района «Текст тайна, познайте ее… Работа с текстом на уроках русского языка в 9-11 классах с использованием инновационных технологий», Ищенко Н.Р., молодого учителя русского языка и литературы лицея №35 г.Майкопа «Проектная деятельность как педагогический инструмент развития исследовательских качеств школьника».

Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями, умениями, навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений и навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов. Можно много и долго спорить о том, каким должен быть современный урок. Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.