Тренинг командообразования для школьников

23.11.18 г. под руководством доцента кафедры педагогики и социальной психологии А.В. Леонтьевой и психолога Центра социально-психологических проблем НИИ КП АГУ А.С. Горбачевой студенты второго курса направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» (направленность «Психология и социальная педагогика») факультета социальных технологий и туризма провели тренинговое занятие для школьников на тему «Я – часть команды!» в МБОУ СОШ №9 г. Майкопа. Большую помощь в проведении занятия оказали первокурсники. Отметим, что учащиеся были очень активными и заинтересованными, действовали еще более сплоченно, чем ранее, благодаря целому ряду занятий, проводимых Центром социально-психологических проблем в рамках программы развития субъектных характеристик личности подростка в общественно полезной деятельности «Успешный лидер».

Занятие было посвящено распределению ролей в команде. Во время упражнения «Непрерывное приветствие» ребятам удалось поприветствовать каждого из участников занятия. Упражнение «Скороговорка» помогло понять, какой сложной и ответственной является работа в команде, поскольку нужно быть внимательным и чутким к другим, а от твоего собственного результата зависит общий результат. Активно и весело прошло упражнение «Однажды в автобусе», в котором каждый должен был четко помнить свою роль и суметь отреагировать на внезапное изменение ситуации. Второкурсники рассказали о том, что для слаженной работы, в любой команде у каждого должна быть своя роль, рассказали о возможных видах ролей, а учащиеся попробовали привести конкретные примеры из жизни. После этого последовало упражнение «Превращение в команду». Участники разделились на две группы, одна из которых превратилась в футбольную команду, а другая – в экипаж океанского лайнера. Всем пришлось потрудиться и договориться о том, какие именно роли будут нужны, кто именно их будет выполнять. Команды бурно обсуждали, на основании каких личностных качеств и уникальных способностей участники могут выполнять эти роли, помогали друг другу найти подходящие особенности. Затем ребята придумали название и девиз своих команд и представили их аудитории. Отметим чувство юмора, смекалку, организованность и артистичность команд. Во время обсуждения было принято решение, что футбольная команда будет путешествовать на лайнере и всем участникам занятия не придется расставаться. Выполняя упражнение «SOS» участники показали, что в ситуации опасности они теперь смогут сплотиться и защитить друг друга.

В конце занятия все, по традиции, делились впечатлениями. И вот что говорят некоторые школьники после нашего опроса: «Все было круто! Я была счастлива снова участвовать, мне понравилось, как мы делились по группам и распределяли роли» (Ася С.); «Я бы взял позитив, который был на тренинге, хорошие мысли, опыт работы в команде» (Саша А.); «Было очень интересно, мне все понравилось» (Елизавета Е.); «Я испытала много позитивных эмоций, узнала много нового для себя» (Инна А.); «Мне очень понравились подвижные игры. У меня была прекрасная команда» (Настя К.); «Больше всего мне понравилось, как мы придумывали название корабля, девиз и как играли. Жду следующую встречу» (Николай Л.); «Я поняла, как вести себя в команде» (Карина Д.); «Мне понравилась работа в команде. Задания, которые нам давали, были на сплочение и дружелюбие. Больше всего мне понравилось участвовать в обсуждениях» (Олеся П.); «Я почувствовала себя частью группы, сумела преодолеть стеснение и хорошо провела время» (Анастасия Д.).; «Тема сегодняшнего занятия полностью соответствовала моим проблемам. Я чувствовал поддержку со стороны ведущего. Понравилось то, что мы занимались вместе, согласованно, понимали друг друга» (Саша А.); «Ведущие и участники подарили нам позитивные эмоции, понравилось то, что мы дружно работали в команде» (Таня Б.). И школьники, и студенты ждут новых встреч.