карта сайта

Раскрыть все уровни
Главный Корпус

ул. Первомайская, 208

(8772) 570273, (8772) 571172

Пн–Сб 08:30–17:00
Перерыв 12:30–13:00
Карта зданий
Главный Корпус

(8772) 570273

adsu@adygnet.ru
Пресс-служба

(8772) 570273

ixt@adygnet.ru
Личный кабинет
Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Памяти известного педагога, большого ученого, сына адыгского народа Ибрагима Асхадовича Шорова

Культура Наука

5289949028089455753.jpg

8 ноября 2024 года исполняется 100 лет со дня рождения Ибрагима Асхадовича Шорова — известного ученого, доктора педагогических наук, академика Адыгской Международной академии наук (АМАН) и Академии педагогических и социальных наук (АПСН), заслуженного деятеля науки Республики Адыгея, награжденного медалью К.Д.Ушинского за заслуги в области педагогических наук, медалью «Слава Адыгеи».

Ибрагим Асхадович - один из основоположников этнопедагогического направления в научной педагогике, стоящий в одном ряду с крупнейшими специалистами в этой области: В.Ф. Афанасьевым, Г.Н. Волковым, А.Ш. Гашимовым, А.Ф. Хинтибидзе, Я.И.Ханбиковым, и др.

Ибрагим Асхадович Шоров родился 8 ноября 1924 года в ауле Блечепсин Кошехабльского района Адыгейской автономной области в крестьянской семье. Окончил с отличием семилетнюю школу в а.Блечепсин и среднюю школу в а.Кошехабль. 1941-1942 гг. - студент исторического факультета Одесского государственного университета им. И.И.Мечникова, находившегося в эвакуации в Майкопе, учился заочно в Ростовском государственном университете на историко-филологическом факультете. Работал учителем Блечепсинской семилетней школы, занимал различные административные должности в системе образования.

С 1965 по 2004 год Ибрагим Шоров преподавал в Адыгейском государственном педагогическом институте, а затем уже и в Адыгейском государственном университете. Начиная работать старшим преподавателем кафедры педагогики и психологии, Ибрагим Асхадович добрался до вершин педагогической и научной работы, стал профессором кафедры общей и социальной педагогики.

За этот период И.А.Шоров окончил аспирантуру при Грузинском научно-исследовательском институте педагогических наук им. Я.С. Гогебашвили (1967-1968 гг.), с успехом защитил диссертацию кандидата педагогических наук по теме: «Идеи умственного и нравственного воспитания в адыгском устном народном творчестве» в Тбилисском государственном педагогическом институте им. А.С.Пушкина (1970 г.), заведовал кафедрой педагогики и психологии Адыгейского государственного педагогического института (1978-1980 гг.). В 1994 году написание монографии «Адыгская народная педагогика» привела его к званию доктора педагогических наук, которое было ему присвоено Советом Казанского государственного педагогического университета (1994г).

Ученый опубликовал более ста публикаций, рассматривающих разные аспекты адыгской народной педагогики. Заслуги Ибрагима Асхадовича заключались, в первую очередь, в изучении и изложении педагогических взглядов адыгов, обобщении способов и средств формирования нравственных ценностей, традиций и позитивных традиций. Глубоко разбираясь в вопросах истории, философии, литературы, в основах математики, общей педагогики и детской психологии, ученый придерживался системного подхода в изучении народного педагогического наследия. И трудности, с которыми он встречался на жизненном пути, (война, фронт и др.) лишь усиливали его желание объяснить людям то, что ему известно, и в чем он убежден. Иногда, в спорах мог быть и жестким в отстаивании своих взглядов… Но жизнь доказала, что был он практически всегда был прав.

Его вниманием не обойдены такие научно-практические педагогические направления как нравственное, трудовое, эстетическое, этическое и физическое воспитание, направление формирования целостной личности.

Ибрагим Асхадович Шоров исследовал устное народное творчество адыгов: пословицы, поговорки, сказки, традиции, обряды, обычаи, что позволило ему выделить основополагающие педагогические идеи в нравственном, умственном и других направлениях воспитания подрастающего поколения, показывающие основные установки, нормы, ценности, мудрость адыгского народа. Он искал и находил в глубинных пластах адыгской народной педагогики резервы совершенствования воспитания. На этом пути Ибрагим Асхадович был неутомимым тружеником, не жалел своих сил и работал для будущего своего народа, молодежи, которая будет дальше нести традиции, обычаи, культуру, воспитательный опыт и творить светлую историю.

Ученый не ограничивался исследованием адыгской народной педагогики, он также изучал педагогику народов мира, родного Кавказа, русского народа и подвергал их сравнительно-педагогическому анализу, выявляя общее и специфическое в обычаях, традициях, системе воспитания и в семейных ценностях.

Длительное время Ибрагим Асхадович был на Северном Кавказе самым известным сторонником идей и учения об этнопедагогике и неутомимым и авторитетным распространителем ценностей этой науки среди населения и среди учительства. Назовем некоторые вышедшие из-под пера Ибрагима Асхадовича и активно используемые при подготовке учителей и в научной деятельности работы: 

  • «Идеи умственного воспитания в адыгском народном творчестве», Учебное пособие. – Ростов –на-Дону. 1987;
  • «Идеи эстетического воспитания в адыгском народном творчестве», Учебное пособие. – Ростов –на-Дону. 1989; 

  • «Адыгская народная педагогика» Майкоп 1989; 

  • «Адыгская (Черкесская) народная педагогика». Майкоп. 1999г

Еще одной гранью блистательного ученого было бережное отношение к сохранению и развитию адыгейского языка. И дело здесь не только в большой общественной работе, которую он выполнял, являясь членом Совета по адыгейскому языку при Президенте Республики Адыгея и членом президиума экспертного совета Министерства науки и образовании Республики Адыгея по учебникам и учебно-методическим пособиям. И даже не только в его участии в разработке и внедрении ряда программ, в обеспечении разработки содержания этих предметов и методик преподавания.

Большая часть опубликованных работ Ибрагима Асхадовича написаны на адыгейском языке. Развитие молодой отрасли науки само по себе требовало определения новых понятий и терминов, а Ибрагим Асхадович не только обосновывал суть и характер новых явлений, но и развивал при этом свой родной язык. Результатом упорного труда в этом направлении стал опубликованный им в соавторстве Русско-адыгейский словарь педагогических терминов (Майкоп, 1996).

Немалая заслуга Ибрагима Асхадовича в том, что Министерство науки и образования Республики Адыгеи ввело в учебный план адыгейской национальной школы этнопедагогику и этику. Им придавалось значение как предметам, направленным на полное и глубокое познание молодежью национально-культурных традиций народов, повышение их роли в подготовке молодежи к жизни и целостное развитие каждой личности.

Профессор Шоров И.А. имел среди научного педагогического сообщества Юга России невероятно высокий авторитет, поэтому долгое время он приглашался к работе в качестве члена диссертационных Советов по защите кандидатских и докторских диссертаций по педагогике.

В последние годы Ибрагим Асхадович был введен в советы в Адыгейском государственном университете, Северо-Кавказском техническом университете (г. Ставрополь), Карачаево-Черкесском госпедуниверситете (г. Карачаевск). Профессор Шоров И.А. осуществлял научное руководство диссертационными исследованиями аспирантов и соискателей в области этнопедагогики, выступал в качестве оппонента на защите диссертаций, редактировал и рецензировал учебные, учебно-методические пособия, монографии, участвовал в региональных, федеральных, международных научных конференциях по проблемам этнопедагогики.

Под его руководством успешно защищено более десятка диссертаций. Понятно, что подавляющее большинство работ посвящено изучению различных аспектов адыгской народной педагогики. Однако, являясь человеком, глубоко понимающим свой предмет, он помогал в изучении и использовании ценностей народной педагогики других народов, проживающих на Северном Кавказе (Каракотова С.А., 2003: Алиева А.М., 2003).

Понимая философию и историю построения педагогических систем, Ибрагим Асхадович поддерживал и помогал тем ученым, которые занимались внедрением инноваций в систему образования Адыгеи (Мамыщев Ю.Т., 2000; Василенко М.А., 2000; Волобуева Н.А., 2002).

Большинство соавторов этой статьи сами учились или работали с Ибрагимом Асхадовичем. Работать с ним было не легко, но интересно. Любая беседа с ним постепенно переходила в обсуждение процесса постижения и соблюдения нравственных норм этического кодекса адыгского народа «Адыгэ Хабзе», где с ним спорить было невозможно. В этом направлении он видел все подводные течения, противоречия и способы их разрешения, легко и виртуозно связывал нормы и ценности адыгского народа с идеями и размышления великих педагогов - К.Д.Ушинского, Я.А.Коменского и др. Это умение он оттачивал в процессе преподавания дисциплины «История педагогики» в Адыгейском государственном педагогическом институте.

Студентам, судя по их воспоминаниям, всегда было с ним интересно, да и сам профессор на кафедре с удовольствием делился впечатлениями от каждой лекции.

В своих лекциях и беседах Ибрагим Асхадович неоднократно подчеркивал необходимость деятельного отношения к культуре словами о том, что человек должен отличатся постоянным самосовершенствованием и уважительным отношением к традициям, относя авторство этой идеи Конфуцию. Целенаправленное следование этому пути выражалось в поисках адыгских традиций, ценностей и педагогических средств формирования уважения, любви, дружеского отношения к соседствующим людям и народам.

В 90е годы двадцатого столетия в педагогическую науку хлынуло множество идей. Некоторые идеи двигали вперед, но были и такие, которые «тихой сапой» отодвигали нас же от достижений нашего народа в области воспитания. Образование постепенно наполнялось механизмами совершенствования системы обучения в ущерб воспитанию. Ученые наперебой пытались стать «соросовскими профессорами», отрицая идеи формирования человека, отрицая глубинные фундаментальные, отработанные тысячелетиями идеи, в том числе и идеи дружбы народов, как условия созидательного единства нашего государства. Нельзя сказать, что факт внедрения «благих намерений», которыми «устлана дорога в ад», была сразу же понята педагогическим сообществом.

Этот период памятен педагогам и ученым Адыгейского государственного университета в области педагогики одним очень запоминающимся выступлением Ибрагима Асхадовича на заседании диссертационного совета.

Шла защита диссертации соискателя ученой степени кандидата педагогических наук по проблеме формирования межнациональной толерантности. Соискатель бойко доложил результаты, успешно ответил на вопросы. По заданным Ибрагимом Асхадовичем вопросам было понятно, что его не устраивают какие-то компоненты. Но выступили с поддержкой работы официальные оппоненты, зачитали положительное заключение, выступили неофициальные оппоненты. Заседание закономерно и обыденно подходило к своему положительному завершению.

После заметных колебаний и раздумий все же слово взял Ибрагим Асхадович. Человеку добрейшей души нелегко давались первые слова. Он отчетливо, делая на каждом слове акцент, произнес: «Знание истории – понимание будущего!!!» Затем разъяснил свою мысль: «Выученные уроки истории человечеству целесообразно использовать, а их ревизия и игнорирование приводит к повторению ошибок, которые уже однажды совершались (эффект повторного наступления на грабли)». В этом аспекте, заметил Ибрагим Асхадович, сегодня все столкнулись с результатами закономерных изменений социума вследствие небрежного отношения действующих отечественной и мировой систем образования к терминам и понятиям. Разве может «толерантность», означающая терпимость, заменить отношения дружбы, любви и взаимопонимания между людьми и народами? Толерантность не является даже полноценным шагом к формированию заменяемых отношений, это следствие лишь усвоения базовых знаний. Появление и обострение проблем и противоречий, связанных с новыми требованиями к личности, к образовательному процессу, к интеллектуальной и духовно-нравственной сфере человека, формирование толерантности, как конечного продукта воспитательного воздействия вызывает беспокойство. Таким образом, формируется противодействие общественно принятым нравственным основам единства разных народов. В таком случае, остается разрушить семейные ценности и оставить человека наедине со своими проблемами.

Позже, в 2004 году, эти исходные идеи были опубликованы в «Известиях Академии педагогических и социальных наук» (АПСН). В данной статье И.А.Шоров подчеркивает, что народная педагогика (этнопедагогика) является важнейшим средством возрождения и сближения народов: «Наша национальная школа должна быть открытой для органической интеграции в себе инокультурных компонентов, соответствующих локальной национально региональной ситуации, и одновременно исходящей из принципиальной установки на свою включенность через региональный и общегосударственный компонент в контексте развития мировой школы».

Позже (в 2012г.) академик Д.И.Фельдштейн поддерживает эту идею и подчеркивает появление проблемы дегуманизации общества, нарастающего «культурного разрыва» между поколениями, противоречивости рыночно-экономических и духовно-нравственных требований к личности в современном обществе (прежде всего, в контексте российской ментальности). В этой связи Д.И.Фельдштейн выражает согласие с необходимостью структурно-содержательной перестройки психолого-педагогической науки и практики, ее обновления и приведения в соответствие с особенностями исторического момента, с реалиями политической, социальной, экономической жизни российского общества и мирового сообщества

Таким образом, получается, что Шоров И.А. через мглу будущего увидел деструктивные воздействия и активные нападки современных идеологов глобализации, которым подвергается институт семьи сегодня.

Он предвидел основные педагогические механизмы разрушения нравственных основ традиционной культуры через изменение содержания телепередач и других средств массовых коммуникаций для навязывания массовой «культуры», идеологии индивидуализма, идеологии нравственной ценности личностных извращений, идеологии гендерного многообразия, потребления, толерантности (терпимости) ко всему, идеи чайлдфри.

Сокровищем адыгской педагогической мысли является монография Ибрагима Асхадовича Шорова «Адыгская народная педагогика».

«В монографии «Адыгская народная педагогика» сделано обобщенное изложение основных научных положений, выводов и рекомендаций автора, содержащихся в раннее опубликованных им работах, имеющих большое теоретическое и народнохозяйственное значение для педагогической науки и практики вообще и, в частности, для национального образования в абхазо-адыгском и Северо-Кавказском регионах», - пишет академик Г.Н. Волков.

Ибрагим Асхадович Шоров как основатель этнопедагогики достойно вписал свое имя в историю родной кафедры, вуза и своего народа. Он остался в памяти коллег как принципиальный, требовательный к себе и окружающим человек, который одним только своим появлением дисциплинировал всех. Он одновременно был доброжелательным и способным оказать необходимую помощь и поддержку.

Он верил в силу и незаменимость народной педагогики, создал и увековечил свое имя ежедневным, ежечасным творческим трудом на благо своего народа, родившей и взрастившей его адыгской земли. Вся его деятельность определялась желанием помочь своему народу в его стремлении к светлому будущему. Труды И.А. Шорова – это то богатство, которое он оставил нам, своим коллегам, своему народу, потомкам как наследство, которое передается и будет передаваться от поколения к поколению, которое будет служить подспорьем для тех, кого волнует воспитание подрастающего поколения в традициях адыгов.



Преподаватели кафедры Общей педагогики:

доктор педагогических наук, доктор биологических наук, проф. К. Д. Чермит,

кандидат педагогических наук, доцент Блягоз Н.Ш,

кандидат педагогических наук, доцент Куприна Н.К.,

кандидат педагогических наук, доцент Куваева А.А.

Ближайшие события

Школа актива «Вектор»
6-8 декабря
Школа актива «Вектор»
Если вы стремитесь развивать свои лидерские качества, получать новые знания и навыки, а также находить единомышленников, тогда наша школа — именно то, что вам нужно!
«Школа выборов»
18 ноября - 9 декабря
«Школа выборов»
С 18 ноября по 09 декабря на базе научно-образовательного кластера «Институт права» пройдет цикл мероприятий для студенческой молодежи «Школа выборов», включающий лекции и тренинги на тему: «Избирательный процесс в России: прошлое, настоящее, будущее» и «Защита избирательных прав граждан в судебном процессе». Кроме того, в плане проведением двух итоговых мероприятий в форме «круглого стола» и деловой игры.
Всероссийский диктант по английскому языку
9 декабря
Всероссийский диктант по английскому языку
Адыгейский государственный университет совместно с Казанским федеральным университетом 9 декабря проведет Всероссийский диктант по английскому языку.
 Круглый стол «Русский язык в межкультурной коммуникации в странах Содружества»
10 декабря
Круглый стол «Русский язык в межкультурной коммуникации в странах Содружества»
Кафедра русского языка как иностранного международного факультета Адыгейского государственного университета (г. Майкоп, Россия) и кафедра русского языка и литературы филологического факультета Денауского института предпринимательства и педагогики (г. Денау, Узбекистан) приглашают всех желающих принять участие в круглом столе «Русский язык в межкультурной коммуникации в странах Содружества»