Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Научные школы и направления

Научные исследования в АГУ проводятся в рамках 10 научных школ и 35 научных направлений на 53 кафедрах, а также в образованном в январе 2009 года Научно-исследовательском институте комплексных проблем, включающем 5 научных центров, 1 отдел, 8 лабораторий, 3 музея, Ботанический сад.

Научные школы и научные направления АГУ учитывают специфику регионального вуза, имеют образовательную направленность, охватывают весь спектр вузовского научного сектора, нацелены на актуализацию учебных программ и соотносятся со спектром подготавливаемых вузом специалистов.

 

Научные школы АГУ

1. Теория и методология истории (Рук. проф. Э.А. Шеуджен);

2. Социокультурные процессы на Северном Кавказе: современные проблемы (Рук. проф. Т.И.Афасижев);

3. Исследование управления территориальными интеграционными образованиями мезоуровня в условиях возрастания волатильности внешней среды и становления «экономики, основанной на знаниях» (Рук. проф. Е.Н.Захарова);

4. Профессионально-личностное развитие специалиста в системе непрерывного образования (Рук. проф. С.Н. Бегидова);

5. Системно-функциональный принцип обучения русскому языку как родному, так и неродному (Рук. проф. Ф.К.Уракова);

6. Активные процессы в русском языке и проблемы региональной ономастики (Рук. проф. З.К.Беданокова);

7. Компаративистика и исследование кросс-культурного пространства литературной и массовой коммуникации (на материале отечественной литературы ХХ века) (Рук. проф. У.М. Панеш);

8. Геоинформационное моделирование сбалансированного развития региона (Рук. проф. Р.Д.Хунагов);

9. Онтопедагогика физической культуры и спорта (Рук. проф. К.Д. Чермит);

10. Физиологические механизмы морфогенеза и адаптогенеза в условиях полимодальных воздействий окружающей среды (Рук. проф. А.В. Шаханова).

 

Научные направления исследований в АГУ

1. Проблемы религиозного сознания в поликультурном регионе. Руководитель проф. Ляушева С.А. (Фундаментальные исследования).

2. Культурная составляющая инновационной модели развития полиэтничного региона в условиях модернизации России и глобализации. Руководитель проф. Шадже А.Ю. (Фундаментальные исследования).

3. Страны Среднего Востока и Северный Кавказ в новое и новейшее время: актуальные проблемы внутренней и внешней политики. Руководитель проф. Иващенко А.С. (Фундаментальные исследования).

4. Северо-Западный Кавказ в эпоху нового времени Руководитель проф. Чеучева А.К. (Фундаментальные исследования).

5. Общество и власть: проблемы взаимодействия в экстремальных условиях. Руководитель проф. Е.М. Малышева (Фундаментальные исследования).

6. Конституционно-правовая политика Российского государства в условиях современного развития. Руководитель проф. Шадже А.М. (Фундаментальные исследования).

7. Проблемные вопросы теории и практики защиты конституционных прав гражданина при судебном производстве Руководитель: проф. Трахов А.И. (Фундаментальные исследования).

8. Песенная культура адыгов. Фольклористика. Руководитель: проф. Унарокова Р.Б. (Фундаментальные исследования).

9. Адыги: этническое ядро и диаспора. Руководитель: доц. Унарокова М.Ю. (Фундаментальные исследования).

10. Теория и практика организации эффективного учебного процесса. Руководитель: проф. Ф.П.Хакунова (Фундаментально-прикладные исследования)

11. Актуальные проблемы языкового образования и коммуникативно-прагматический анализ иноязычной речи. Руководитель: профессор Б.М. Джандар. (Прикладные исследования)

12. Лексикология и лексикография разносистемных языков. Руководитель: проф. Абрегов А.Н. (Фундаментальные исследования).

13. Теоретические и прикладные аспекты билингвизма Руководитель: проф. Багироков Х.З. (Фундаментально-прикладные исследования).

14. Когнитивные парадигмы современной лингвистики. Руководитель: проф. Ахиджакова М.П. (Фундаментальные исследования).

15. Музыкальная культура региона. Руководитель: проф. Соколова А.Н. (Фундаментальные исследования).

16. Интегративная психология и педагогика искусства в полиэтническом регионе Руководитель: проф. Мозгот В.Г. (Фундаментальные исследования).

17. Динамика развития инфо-коммуникативного пространства Адыгеи: теория и практика масс-медиа. Руководитель: проф. Бешукова Ф.Б. (Фундаментально-прикладные исследования).

18. Информатика, вычислительная техника и управление. Руководители: доц. Коржаков В.Е., профессор Луценко Е.В. (Фундаментальные исследования).

19. Онтологическая модель геопространства для точечного прогнозирования природных процессов. Руководитель: доц. Варшанина Т.П. (Прикладные исследования).

20. Математическая креативность, талант и одаренность. Руководитель: доц. Мамий Д.К. (Прикладные исследования).

21. Устойчивость и стабилизация динамических систем. Руководитель: проф. Шумафов М.М. (Фундаментальные исследования).

22. Теоретические аспекты квантово-электродинамических процессов. Руководитель: проф. Тлячев В.Б. (Фундаментальные исследования).

23. Физиолого-биохимические механизмы и эколого-гигиенические проблемы оптимизации нутриционного статуса различных групп населения. Руководитель: проф. Цикуниб А.Д. (Фундаментальные исследования).

24. Иммуногенетические, эпигенетические механизмы канцерогенеза и сердечно-сосудистых заболеваний. Руководитель: проф. Тугуз А.Р. (Фундаментальные исследования).

25. Биоразнообразие Западного Кавказа. Биологический эффект горных экосистем. Руководитель: проф. Шебзухова Э.А. (Фундаментальные исследования).

26. Экологический мониторинг флоры и фауны горных территорий Западного Кавказа. Руководитель: проф. Замотайлов А.С. (Фундаментальные исследования).

27. Региональные геоэкологические аспекты природных и социально-экономических исследований. Руководитель: доц. Тугуз Ф.В. (Фундаментальные исследования).

28. Изучение механизма управления движениями человека. Руководитель: проф. Доронин А.М. (Фундаментальные исследования).

29. Формирование личности средствами физической культуры. Руководитель: проф. Хакунов Н.Х. (Прикладные исследования).

30. Кинезиология двигательных действий человека. Руководитель: проф. Немцев О.Б. (Фундаментальные исследования).

31. Управление кадровым потенциалом развития конкурентоспособности сферы физической культуры и спорта. Руководитель: д.п.н. Хазова С.А. (Прикладные исследования).

32. Совершенствование профессиональной подготовки учителей естественнонаучных предметов. Руководитель: доц. Ж.И. Шорова. (Прикладные исследования).

33. Девиации поведения в условиях социокультурного кризиса в транзитивном обществе. Руководитель: проф. Михайлов А.П. (Фундаментальные исследования).

34. Физико-химическое исследование и экологический мониторинг экосистем биосферы. Руководитель: доц. Очерет Н.П. (Прикладные исследования).

35. Профессионально-личностное развитие специалиста социальной сферы в системе непрерывного образования. Руководитель: доцент Демкина Е.В. (Фундаментальные исследования).

 

Значительные научные результаты получены в области исследований: биоразнообразия Кавказа; геоэкологии, природопользования и геоинформационных систем; нутрициологии; технологий мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды, предотвращения и ликвидации ее загрязнения; технологий предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; здоровьесбережения; снижения потерь от социально значимых заболеваний; иммуногенетики; спортивной физиологии; биомеханики; социальной психологии; этнической культуры, этносоциальных процессов; социально-экономического развития региона.

Разработки, осуществляемые в АГУ в области историографии, методологии истории, позитивным образом влияют на уровень университетского исторического образования, состояния вузовских научных исследований, более того, придают им системность и теоретическое осмысление. Значимой является ориентация на проблемы местной, региональной истории, т.к. в настоящее время явственно проявляется «разрыв» между фактическим, документальным обоснованием многих кардинальных проблем северокавказской истории и уровнем их теоретического осмысления. В области филологических исследований успешно апробируются инновационные подходы к обучению русскому языку в условиях национальной школы. Сохранение и развитие государственных языков Республики Адыгея и других языков в Республике Адыгея, комплексные научные исследования проблем двуязычия обеспечиваются не только деятельностью факультета адыгейской филологии и культуры, но и целым комплексом исследований научных коллективов филологического, педагогического и исторического факультетов, проводятся работы по выявлению важнейших особенностей возникновения и развития литератур Северного Кавказа в контексте философских, эстетических, нравственных проблем общероссийского литературного процесса XX - XXI веков с широким выходом в европейские литературы разных эпох. В области математики исследуется устойчивость и стабилизация динамических систем, разрабатываются, апробируются и внедряются эффективные диагностические и развивающие методики, технологии и формы работы с математически одаренными детьми и молодежью. Организовано сетевое взаимодействие между образовательными и научными учреждениями, работающими с талантливыми учащимися и студентами в области математики в Южном регионе и России в целом. В области физических исследований решаются квантово-электродинамические задачи, результаты которых могут использоваться в наноэлектронике и астрофизике.

Приборно-инструментальная база современного уровня, созданная в АГУ для проведения исследований и разработок в области биотехнологий, медицинских и информационных технологий, позволила выполнить исследования по таким приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, как «Безопасность и противодействие терроризму», «Науки о жизни», «Индустрия наносистем», «Рациональное природопользование», «Информационно-телекоммуникационные системы».

Интенсивное развитие получили фундаментальные и прикладные научные исследования в области онтогенеза, адаптивной физиологии, генетики, нутрициологии. Приобретение современного сертифицированного высокотехнологичного оборудования позволило достигнуть успехов в изучении на молекулярном уровне биохимических механизмов формирования метаболического статуса организма в зависимости от поступления с пищей биологически значимых макро- и микроэлементов, получить новые возможности по исследованию качества и безопасности пищевых продуктов; углубить исследования по поиску генов-маркеров, ассоциированных с сердечно-сосудистыми заболеваниями, злокачественными новообразованиями в этнических группах населения Республики Адыгея, расширить спектр исследовательских возможностей по определению адаптивного статуса населения при разных социальных стратегиях, профессиональной и спортивной специализации.

В рамках программы подготовки спортсменов высокой квалификации осуществляется разработка тренажерных устройств, ведется работа над созданием модели оптимизации двигательной деятельности с использованием современной оптической системы трехмерного видеоанализа движений.

Разработана система экологического мониторинга природных объектов, мониторинга состояния популяций редких и нуждающихся в охране видов животных и растений на территории Адыгеи, изучено влияние глобальных климатических изменений на биоразнообразие региона. По результатам исследования издана «Красная книга Республики Адыгея».

Центр интеллектуальных геоинформационных технологий успешно занимается разработкой технологии автоматизированного построения цифровых эффективных моделей мониторинга сейсмических процессов, прогнозов паводков, управления риском природных и техногенных опасностей, диагностикой эколого-ресурсного потенциала территории Республики Адыгея.

Центр космических услуг, созданный в Адыгейском государственном университете, работая на инновационное развитие России, выполняет проекты, входящие в программу Федерального космического агентства и Кластера космических технологий и коммуникаций «Сколково». Разработана принципиально новая структурная модель прогнозирования и моделирования природных и социально-экономических процессов на основе использования результатов космической деятельности.

Наиболее перспективные направления научных исследований, осуществляемых в АГУ, связаны со спецификой региона. В рамках научного направления «Культурная составляющая инновационной модели развития полиэтничного региона в условиях модернизации России и глобализации» под руководством проф. А.Ю. Шадже, проф. С.А. Ляушевой, проф. З.А.Жаде проводится исследование этнокультурного разнообразия на Северном Кавказе и выявление ценностного потенциала этнических культур. (Направление 39.06.01 (22.00.06) Социология культуры. Уровень подготовки – аспирантура).

Исследования нацелены на определение сущности и основных тенденций развития северокавказского региона с учетом его этноразнообразия и поликонфессиональности. Использование методологической парадигмы постнеклассической науки позволило познать функционирование полиэтничного общества как исторически сложившейся сложной самоорганизующейся системы, неразрывную связь ее гносеологического, онтологического и аксиологического аспектов. В такой системе «общие параметры порядка» дополняются важным аспектом – этническим, оказывающим активное влияние на развитие полиэтничного региона. В силу доминантной роли этнического фактора этнокультурные традиции составляют смысловую основу самобытности, являются системообразующими и наиболее устойчивыми элементами, благодаря которым происходит саморазвитие системы. В то же время этнокультурные паттерны и ценности, являющиеся «информационными структурами – кодами», выступают в роли трансляторов этносоциального опыта.

Результаты исследований по данному направлению опубликованы и апробированы на международных и российских конференциях, конгрессах и симпозиумах. Результаты исследований получили положительную оценку в рецензируемых журналах отечественной науки и у зарубежных коллег: немецких кавказоведов, антропологов Калифорнийского университета США и конфликтологов Англии.

В последние пять лет исследовательский коллектив, работая по проблеме культурной идентичности, разработал концепцию идентичности, развивая понимание социальной идентичности Э. Эриксона: социальная идентичность трактуется с точки зрения полипарадигмальности как многоуровневая идентичность, как структура – процесс; выделяемые уровни: этническая, региональная, российская национальная и религиозная идентичности не составляют альтернативу, наоборот, взаимопроникают и взаимодополняют друг друга.

Дальнейшие исследования будут нацелены на изучение этнокультурного разнообразия северокавказского региона в условиях глобализации, на осмысление специфики конфликтов на Кавказе через культурно-цивилизационный дискурс и построение модели сосуществования и взаимодействия российской, региональной и этнической идентичностей в Северо-Кавказском регионе в условиях модернизации России и глобализации. Исходя из системного осмысления проблемы межкультурного и межцивилизационного диалога на региональном, российском и глобальном уровнях, будет исследована культурная составляющая инновационной модели развития полиэтничного региона.

Совет по грантам Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых ученых и по государственной поддержке ведущих научных школ Российской Федерации и Министерство образования и науки Российской Федерации подвели итоги конкурса грантов на 2018-2019 годы, по результатам которого победителями стали ведущие научные школы 50-ти российских вузов. В номинации «Общественные и гуманитарные науки» победителем стала научная школа под руководством доктора философских наук, профессора, профессора кафедры философии и социологии АГУ С.А. Ляушевой. Тема проекта «Ислам в региональном социокультурном пространстве России: диагностика состояния и трансформаций (на примере Республики Адыгея)». Проект рассчитан на два года, финансовая поддержка исследований коллектива – 2 млн. 670 тыс. руб. ежегодно.

Кафедрой философии и социологии (зав. каф. Н.А. Ильинова) сделан большой прорыв в области социологических исследований. В этом особую роль сыграл проект РНФ «Этносоциальные процессы и межэтническая напряженность на Юге России: совершенствование аналитического инструментария и методов регулирования» с объемом финансирования 16 миллионов рублей.

Уникальный научный опыт АГУ в исследовании этносоциальных процессов стал основой сотрудничества с Российской академией наук. В Москве 18 октября 2018 г. состоялось подписание договора о создании Лаборатории социологической диагностики - структурного подразделения Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН на базе Адыгейского государственного университета. Директор Центра академик М.К. Горшков и ректор АГУ Р.Д. Хунагов поставили подписи под документом, который определяет цели, задачи и направления деятельности новой структуры. Целью деятельности Лаборатории является экспертно-аналитическая деятельность, связанная с социологической диагностикой:

- цивилизационной динамики региона, изучением социальных и культурных процессов, тенденций, определяющих устойчивость и изменчивость регионального социума;

- дифференциации этнических групп, взаимодействующих групп в регионе, выявлением социально-культурных особенностей адаптации этнических групп к современным видам деятельности;

- социокультурных и социально-экономических аспектов миграционных процессов, адаптации и интеграции мигрантов, этносоциальной стратификации мигрантов и социальной мобильности;

- региональных факторов конфессиональной дифференциации и консолидации российского общества, в том числе динамики смысложизненных ценностей, формирования идентичностей, этнических и региональных групп, межэтнических установок и др.

Академик М.К. Горшков подчеркнул, что выбор Адыгейского государственного университета в качестве первой региональной исследовательской площадки такого типа в структуре Центра обусловлен наличием в АГУ уникального опыта в исследовании этносоциальных процессов.

Пролонгирован на 2018 год проект Е.С. Куквы «Борьба ориентаций: формирование идентичности между конкурирующими концепциями «современные» и «традиционные» среди студентов вузов в трех республиках (Адыгея, КБР, Аджария)» в рамках Международного проекта «Институционально ориентированное изучение конфликтов: прикладные методы исследования и преподавания на Кавказе» в соответствии с Соглашением между Свободным университетом Берлина (Германия) (Руководители: профессор, доктор М. Дакснер, доктор Я. Кёлер) и Адыгейским государственным университетом.

Доцент кафедры философии и социологии Е.С. Куква проводила научно-исследовательскую работу по теме «Управление и конфликты в пределах бывших империй. Проблемы безопасности и идентичности в Центральной Азии и на Кавказе» и приняла участие с 18 по 27 июля 2018 г. в 25-м Всемирном конгрессе политической науки «Границы и пределы», организованном Международной ассоциацией политической науки (IPSA) и проходящем в г. Брисбен (Австралия), где выступила с докладом (Dominant Dynamics of Identity Formation and its Implication for State-Society Relations in the Caucasus) «Динамика формирования идентичности и ее значение для взаимоотношений государства и общества на Кавказе».

В рамках тематического плана АГУ выполняются исследования по тематическому направлению «Менталитет полиэтнического общества и политический процесс» (рук. проф. З.А. Жаде). Исследования посвящены проблемам влияния менталитета полиэтнического общества на процесс социально-политического развития народов Северного Кавказа. При этом этнологический мониторинг проводится под эгидой Института этнологии и антропологии РАН по унифицированным методикам. В ходе мониторинга выявлены факторы, влияющие на процесс формирования правовой культуры в полиэтническом регионе, установлено влияние современного политического процесса на массовое сознание, психологическое состояние социально-демографических групп и становление гражданского общества. Предложены подходы к осуществлению моделирования этнополитических процессов.

На историческом факультете сложилась зрелая научная школа по исследованию проблем историографии, методологии истории под руководством Заслуженного деятеля науки России, доктора исторических наук, проф. Э.А.Шеуджен. Являясь, по своей сути, обобщающей, «пограничной» сферой многих исторических наук, данное направление фокусирует как значимые «прорывы» исторического знания, так и явления застойного, кризисного характера. Сложилась и все более проявляется потребность подвергнуть критическому анализу не только огромные пласты российских историографических источников, но и обратиться к опыту историософских исследований зарубежных авторов.

Постоянное внимание уделяется повышению научно-теоретического уровня преподавания исторических дисциплин и совершенствованию системы подготовки квалифицированных кадров.

Публикуются периодические издания: сборник статей «Вопросы теории и методологии истории» Под ред. Э.А. Шеуджен; исторический журнал «Диалоги с прошлым». Под ред. Э.А. Шеуджен, Р.А. Тлепцока.

Разработан научно-методический комплекс по теории, методологии и историографии. Разработаны и читаются курсы лекций.

Разработки в этой области способны позитивным образом повлиять на уровень университетского исторического образования, состояния вузовских научных исследований, более того, придать им системность и теоретическое осмысление. Не менее значима ориентация данного направления на проблемы местной, региональной истории, т.к. в настоящее время явственно проявляется «разрыв» между фактическим, документальным обоснованием многих кардинальных проблем северокавказской истории и уровнем их теоретического осмысления. Эпоха преобразований исследуется с классической, модернистской, постмодернистской методологической позиции, что создает основу для выявления и решения ряда новых научных проблем, позволяющих всесторонне исследовать историю пред и пореформенного развития народов Кавказа.

В результате тесного сотрудничества с коллективом сектора военной истории России РАН в течение 20 лет кафедра Отечественной истории, историографии, теории и методологии истории АГУ занимается социальной историей военного периода, изучает проблему взаимодействия общества и власти в экстремальных условиях войн (рук. проф. Е.М. Малышева). Разработан ряд теоретических, методологических, историографических и источниковедческих вопросов Второй мировой войны, развития кавказского социума в экстремальные периоды войн и вооруженных конфликтов. К ним относятся:

- системный анализ правовой и организационной составляющих взаимодействия фронта и тыла, общества и власти (Е.М. Малышева, К.Г. Ачмиз, С.В. Фефилин);

- анализ состояния и научные перспективы развития отечественной и зарубежной историографии проблем Второй мировой войны (Е.М., Малышева, К.Г. Ачмиз, Н.В. Селюнина, Н.А. Гаража, Н.Т. Напсо);

- введение в научный оборот инновационных методов анализа и интерпретации источников применительно к тематике базовой проблемы – взаимодействия общества и власти в экстремальных условиях (Е.М. Малышева, Н.В. Селюнина, Н.Т. Напсо, С.Х. Мусхаджиев);

- введение в исследовательское пространство анализа психологии переживания человеком военных событий, условий плена, участия в коллаборационистском движении, состояния миграции (Н.Т. Напсо, Н.А. Гаража, Е.Г. Лебединская, А.В. Беликов);

- разработка теоретико-методологических оснований исследования гендерной самоидентификации личности в условиях войн (Л.У. Курбанова, С.Е. Четав, С.-Х. Х. Мусхаджиев);

- опыт взаимодействия церкви, общества и государства в экстремальные периоды (С. Фефилин);

- переоценка теории стратификации советского общества в предвоенный и период Второй мировой войны. Сравнительный анализ проблем рабочих, крестьян и интеллигенции СССР и Германии в период Второй мировой войны (Е.М. Малышева, В.Ш. Жачеемук, Т.В. Лохова, Н.А. Гаража, Н.З. Шовгенова, Е.А. Соломко);

- разработка понятийного и методологического аппарата изучения проблем повседневности фронта и тыла, их информационной насыщенности. А также участия государства в формировании социально-бытового, культурного, образовательного и правового поля человека в период Второй мировой войны (Н.А. Гаража, Н.З. Шовгенова, З. Коблева, К.Ш. Ожева);

- теория и практика изучения проблемы толерантности и интолерантности в восприятии немцев и русских друг друга в период Второй мировой войны и послевоенный период, с использованием методов социологического исследования (Е.М. Малышева, Н.А. Гаража, Н.Т. Напсо).

Важное место в структуре научной деятельности отводится исследованиям управления территориальными интеграционными образованиями на мезоуровне организации хозяйственных отношений России в условиях интеграции национальной экономики в состав единого мирового хозяйства и становления «экономики, основанной на знаниях».

Получены следующие научные результаты исследований, выполненных коллективом под руководством проф. Е.Н. Захаровой:

В сфере региональной экономики:

1. Идентифицированы содержательные стороны типологического единства ВИК и региональных экономических систем, позволяющие применить в исследовании их взаимодействия концептуальную модель региональной экономической системы в качестве квази-корпорации.

2. Определены предметные области функциональных возможностей эвристических потенциалов различных парадигм и школ современной экономической науки применительно к исследованию взаимодействия ВИК и региональных экономических систем.

3. Исходя из концептуального представления о взаимодействии ВИК с региональными экономическими системами как структурно закрепленной и институционально упорядоченной совокупности функциональных взаимосвязей, определен алгоритм исследования структурной организации данного процесса.

4. Обоснована потребность в формировании и реализации целевых (таргетированных) региональных инвестиционных проектов, ориентированных на активное включение ресурсов ВИК в процесс социально-экономического развития соответствующей территории. Взаимодействие инвестиционных проектов глобального, национального и регионального уровней обеспечивает необходимые условия для участия региональных экономических систем в процессе глобальной интеграции хозяйственных отношений и формирования в их внутренней среде соответствующих конкурентных преимуществ.

5. Предложена перспективная форма сопряжения интересов ВИК с региональными экономическими системами – субрегиональная система, складывающаяся во внутренней среде территории на основе действия сил рыночного притяжения экономических субъектов (феномен спецификации активов участников трансакций).

6. Выявлена обусловленность доминирующей роли формы государственно-частного партнерства (ГЧП) в механизмах государственного регулирования взаимодействия ВИК с региональными экономическими системами, управления конкурентным взаимодействием между вертикальными механизмами экономической власти участников указанного взаимодействия. Развитие партнерских отношений в формате ГЧП способствует формированию необходимых институционально-хозяйственных предпосылок интеграционного взаимодействия между региональными экономическими системами и ВИК и, вместе с тем, создает дополнительные риски в процессе осуществления совместных проектов.

7. Предложен аппарат средств инструментального обеспечения взаимодействия ВИК с региональными экономическими системами – используемые инструменты обеспечивают потребности интеграционного взаимодействия указанных субъектов. В составе комплекса инструментов приоритетные позиции занимают: институциональные инструменты, ориентированные на включение потенциала данных мезо-систем в процесс их интеграционного взаимодействия, эффективное распределение социально-экономических результатов указанного процесса и институциональные преобразования параметров внешней среды, форм контрактов и способов поведения обоих субъектов, инструменты оценки конечных результатов исследуемого взаимодействия.

8. Доказана необходимость подкрепления познавательных возможностей системного подхода к исследованию взаимодействия мега- корпорации и региональной экономической системы эвристическими возможностями воспроизводственного и градуального подходов.

9. Раскрыты дополнительные познавательные возможности метода капитальных комбинаций в исследовании содержания взаимодействия мега- корпорации и региональной экономической системы: адресация указанного метода к субрегиональному уровню исследуемого взаимодействия; фокусирование внимания на использовании эффекта спецификации активов при устойчивых контрактных связях между мега- корпорацией и региональной экономической системой в целях формирования и развития системного качества связей; подкрепление познавательного потенциала указанного метода эвристическими возможностями модели зрелости организации (CMMI) У. Хамфри.

10. Выявлены регрессивные изменения структуры активов в процессе взаимодействия организаций, входящих в систему холдинга ОАО «Газпром» и экономической системы Краснодарского края.

11. Выявлены основные факторы, обусловливающие потребность в системной диагностике проблем, возникающих во взаимодействии мега- корпорации и региональной экономической системы: динамичная интеграция регионов и корпораций современной России в состав мирового хозяйства, что обеспечивает снятие защитных барьеров и рост требований к уровню конкурентоспособности указанных системных субъектов.

12. Определены приоритетные направления осуществления системной диагностики проблем взаимодействия мега- корпорации и региональной экономической системы: диагностика изменения конкурентоспособности обеих систем, как интегрального результата их взаимодействия; диагностика бюрократизации корпоративно-территориального партнерства, как превращенной формы социально-экономических отношений, складывающейся в исследуемом взаимодействии; диагностика накопления во взаимодействующих системах человеческого капитала, как приоритетного актива постиндустриальных преобразований.

13. Обоснованы принципы активизации взаимодействия мега- корпорации и региональной экономической системы: ориентация на формирование новых конкурентных преимуществ, значимых в условиях постиндустриальных преобразований; соразмерность участия в формировании и распределении конечных результатов взаимодействия; системное инфраструктурное обеспечение потребностей развития взаимодействия (создание адекватной инфраструктурной платформы); комбинирование и переплетение возможностей спецификации активов участников локальных рынков и потенциала экономической политики; опора на устойчивые формы развития экономических отношений во внутренней среде региона, обладающие потенциалом постиндустриального роста.

В сфере АПК и сельского хозяйства:

1. Идентифицированы ключевые тенденции институциональных преобразований в АПК современной России в условиях корпоратизации аграрного производства.

2. Уточнен состав хозяйственных интересов субъектов АПК региона в разрезе цепочки создания добавленной стоимости, а также индикаторы оценки уровня их удовлетворения, детерминирующие соответствующие стоимостные пропорции распределения добавленной стоимости, уровень эквивалентности межотраслевого обмена, а, следовательно, и эффективности воспроизводственных процессов в АПК региона.

3. Выделены территориально-отраслевые особенности развития птицепродуктового подкомплекса АПК Республики Адыгея в условиях корпоратизации аграрного производства, распространения интеграционных форм межхозяйственных трансакций.

4. Разработана структурно-логическая схема институциональных взаимосвязей участников птицепродуктового подкомплекса АПК Республики Адыгея, отражающая процессы интраэкономического взаимодействия субъектов интеграции, взаимодействия корпоративной бизнес-группы с малыми формами агробизнеса, а также взаимодействия региональной администрации с крупными корпоративными и малыми формами хозяйствования в подкомплексе.

5. Исходя из разграничительного признака уровня организации хозяйственных процессов, систематизированы ключевые институционально-хозяйственные факторы, способствующие и препятствующие развитию птицепродуктового подкомплекса АПК Республики Адыгея с выделением трех групп: группа глобальных факторов, группа факторов макро-уровня, группа региональных факторов.

6. Разработана блочно-модульная структура организационно-экономического механизма управления птицепродуктовым подкомплексом АПК Республики Адыгея в контексте корпоратизации межхозяйственных связей и отношений, включающая в себя следующие структурно-функциональные модули: модуль управления внутрикорпоративной собственностью; модуль управления интраэкономическими взаиморасчетами; модуль внутрикорпоративного бюджетирования; модуль регулирования внутрикорпоративной нормативной, информационно-коммуникационной среды; модуль внутрикорпоративной инвестиционной политики; модуль нормативно-методического сопровождения проектов интеграции; модуль региональной структурной, антимонопольной политики; модуль государственного программно-целевого финансирования субъектов АПК; модуль реализации кластерных инициатив; модуль реализации ГЧП-проектов.

7. Выявлены ключевые противоречия в структуре экономических отношений малых форм агробизнеса и крупных корпоративных структур АПК региона, препятствующие эквивалентному межотраслевому обмену и распределению, эффективной структурной организации АПК мезо-уровня.

8. Предложен новый функциональный профиль ГЧП в составе механизма регулирования птицепродуктового подкомплекса региона – структурное развитие институционально-хозяйственной среды подкомплекса, ориентированное на включение экономического потенциала ВИК в его реструктуризацию и создание эффективных кластеров, субрегиональных систем, позволяющих обеспечить прирост потенциала конкурентоспособности ВИК и всему подкомплексу в целом.

9. Предложены институциональные инструменты структурной модернизации птицепродуктового подкомплекса АПК региона: территориальный каталитический кластер, опирающийся на специальную инфраструктуру развития взаимодействия ВИК с малыми формами агробизнеса и позволяющий реализовать потенциал интеграционного взаимодействия субъектов подкомплеса; ГЧП по развитию институционально-хозяйственной среды межотраслевого взаимодействия субъектов агропродовольственного подкомплекса; республиканский фонд трансферта инноваций в подкомплексе; территориальная ассоциация участников продовольственного рынка, на основе которой могут сформироваться механизмы соуправления подкомплесом.

В сфере услуг:

1. Установлены объективные факторы, специфицирующие механизм управления конкурентоспособностью образовательного учреждения в общем русле функционирования механизмов управления конкурентоспособностью рыночных организаций:

2. Обоснована необходимость построения предпринимательской сетевой модели вуза, обеспечивающей комплексное использование ресурсного, творческого и предпринимательского потенциала образовательных организаций, входящих в сетевые структуры современной сферы образовательных услуг.

3. Предложен субъектно-объектный подход к комплексной оценке конкурентоспособности высшего учебного заведения как экономического института, предполагающий анализ параметров развития специальной инфраструктуры, технологических активов, институтов образовательного процесса, а также интересов субъектов данного процесса и механизмов их согласования.

5. Раскрыта зависимость конкурентоспособности высшего учебного заведения на рынке образовательных услуг от действия двух групп факторов: общих параметров конкурентоспособности и основных структурных компонентов потенциала вуза (ресурсного, творческого, предпринимательского).

6. Показано, что именно на рынке образовательных услуг нематериальные факторы конкурентоспособности (имидж, бренд, квалификация преподавателей, качество услуг т. д.) приобретают решающее значение, определяющее специфический характер формирования механизма обеспечения конкурентоспособности вуза.

7. Введено понятие предпринимательско-сетевого вуза, механизм функционирования которого базируется на организации сетевого взаимодействия с другими субъектами рынка образовательных услуг в процессе совместной реализации ресурсного, творческого и предпринимательского потенциалов, которыми обладают данные субъекты.

8. Предложена и практически апробирована модель оценки конкурентоспособности субъектов рынка услуг высшего образования, базирующаяся на матричном подходе к анализу и оценке совокупностей факторов обеспечения его конкурентоспособности.

9. Обосновано, что процесс интеграционного взаимодействия на межфирменном уровне в настоящее время характеризуется расширением и усложнением его форм, приобретающих качественное новое наполнение, позволяющее участникам интеграционных структур минимизировать использование жестких форм взаимодействия между собой, что является особенно актуальным для учреждений, осуществляющих свою деятельность в непроизводственной сфере, в частности, для фигурантов рынка медицинских услуг;

10. Определен экономический эффект от оптимизации процесса интеграционного взаимодействия медицинских учреждений с хосписами, отделениями сестринского ухода и домами круглосуточного пребывания в рамках реализации программы по долечиванию асоциальных больных, представляющей в настоящее время одну из наиболее затратных форм деятельности стационарных учреждений;

11. Обосновано, что в условиях значительной территориальной рассредоточенности объектов здравоохранения Краснодарского края, целесообразно разбиение всей территории края на ряд кластеров, связанных как институционально, так и функционально;

12. Разработан механизм реализации проектов государственно-частного партнерства в медицинской сфере, обеспечивающий привлечение средств не только крупных институциональных, но и частных инвесторов и обеспечивающий последним возможность пользования услугами введенного в эксплуатацию медицинского объекта.

13. Показано, что перспективным направлением развития инструментария государственно-частного партнерства для реализации крупных инвестиционных проектов медицинского профиля является использование такого инструмента как закрытый паевый инвестиционный фонд, который позволяет аккумулировать средства как крупных инвесторов, так и частных лиц, проживающих на территории, входящей в зону обслуживания предполагаемого к строительству медицинского объекта.

27 мая 2018 г. экономическим факультетом АГУ была организована и проведена Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Региональная экономика и управление в современных условиях: проблемы и перспективы». Цель проведения конференции — обсуждение актуальных вопросов и проблем экономической науки и практики, обмен опытом в области экономики, управления, инновационной деятельности, решения социально-экономических и правовых вопросов в данных направлениях. Основные направления работы конференции: Формирование и управление кадровым потенциалом региона. Решение приоритетных задач социально-экономического развития региона через призму современных концепций и методов экономической теории. Конкурентоспособность региона и пути ее повышения. Имидж региона и пути его улучшения. Проблемы управления финансами региона в условиях развития цифровой экономики. Проблемы учетно-контрольного обеспечения социально-экономического развития региона-реципиента. В конференции приняли участие преподаватели, докторанты и аспиранты, студенты, учащиеся образовательных учреждений, а также руководители, специалисты, проявляющие интерес к рассматриваемым проблемам. Форма проведения: заочная.

В АГУ активно проводились исследования по национальной проблематике образования Северо-Кавказского региона, по общей и частной дидактике, по философии и истории педагогики и образования. Северный Кавказ и Республика Адыгея – пространство, где происходит настоящий диалог разных цивилизаций. В этом тематическом направлении активно и плодотворно работал Центр адыговедения и адыгейской филологии. В результате проведения исследования разработаны теоретико-концептуальные основы этнокультурных процессов; реконструирован исторический процесс формирования и развития северокавказской общности; изучена этничность как системообразующая форма северокавказской общности; рассмотрен механизм взаимодействия традиционных и инновационных ценностей.

Не менее важной проблемой регионального развития остается обеспечение высокого уровня русского языка в условиях билингвизма. Комплексные научные исследования проблем двуязычия проводились под руководством доктора филологических наук, проф. Х.З. Багирокова. При сотрудничестве кафедр русской филологии, адыгейской филологии и кафедры общего языкознания один раз в два года проводилась Международная научная конференция «Актуальные проблемы общей и адыгской филологии», где поднимались вопросы лексикологии, социолингвистики, билингвологии, этимологии, словообразования и лексикографии разносистемных языков.

Изданы монографии «Теоретические и прикладные аспекты билингвизма (на материале адыгейского и русского языков»), «Онтология билингвизма» и учебное пособие «Коммуникативные стратегии и экспрессивные функции односоставных предложений». В настоящее время завершена работа по доработке и переизданию учебного пособия «Теоретические и прикладные аспекты билингвизма (на материале адыгейского и русского языков)».

В рамках научной школы проф. У.М. Панеша «Компаративистика и исследование кросс-культурного пространства литературной и массовой коммуникации (на материале отечественной литературы ХХ века)» проводятся исследования по выявлению важнейших особенностей возникновения и развития литератур Северного Кавказа в контексте философских, эстетических, нравственных проблем общероссийского литературного процесса 20-21 веков с широким выходом в европейские литературы разных эпох. Осуществляется разработка теоретико-концептуальных основ типологического взаимодействия литератур народов Северного Кавказа. Важную роль в проведении фундаментальных исследований по данному направлению сыграли проведенные ежегодные международные научные конференции «Кросс-культурное пространство литературной и массовой коммуникации: генезис и развитие» (2012-2018 гг.). Результаты научной деятельности – участие в формировании и публикации филологической серии журнала «Вестник АГУ» (реферируемый журнал включен в Перечень научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК), организация круглых столов, семинаров, литературных сред и пр.

В рамках научного направления «Художественная культура региона» (рук. проф. А.Н. Соколова) проводилось выявление закономерностей и тенденций развития современной художественной культуры региона, возрождение и сохранение адыгской традиционной культуры. Основные научные результаты – введение научных знаний в многоуровневую систему художественного образования Северного Кавказа, налаживание международных связей. Созданная в области адыгского музыкознания научная и учебно-методическая литература используется в образовательном пространстве всего Северного Кавказа. Труды профессора А.Н. Соколовой переведены на английский язык и стали достоянием европейского научного знания.

   В рамках научного направления «Динамические системы и теория управления» профессором М.М. Шумафовым в течение ряда лет проводятся научные исследования в области устойчивости и стабилизации динамических систем.

Проблемы устойчивости и стабилизации динамических систем являются всегда фундаментальными и одними из основополагающими в прикладной математике. Они имеют особенно важное значение в теории управления, одной из центральных проблем которой является стабилизация систем. Большой интерес к вопросам устойчивости и стабилизации связан, прежде всего, с многочисленными потребностями и быстроразвивающейся техники, в особенности, автоматического управления: любая проектируемая система управления должна устойчиво сохранять заданный режим работы, а при попадании в зону неустойчивости должна быть стабилизируема – переведена с помощью подходящих управляющих воздействий в устойчивый режим работы.

Данная задача (проблема) возникает естественным образом на практике. Например, при функционировании некоторой системы в реальности осуществляются лишь устойчивые в том или ином смысле режимы этой системы. Отсюда возникает задача о стабилизации желаемых режимов работы рассматриваемой системы.

   В рамках данного направления изучаются различные по своей физической природе классы динамических систем:

системы с гистерезисом (гистерезис (греч.) – запаздывание);

управляемые динамические системы;

системы с хаотическим поведением;

стохастические системы.

Результаты исследований регулярно публикуются в центральных и зарубежных научных журналах (а также в региональных: «Вестник АГУ» и «Известия вузов. Северокавказский регион, ЮФУ, г. Ростов-на-Дону). По результатам исследований написаны четыре монографии, одна из которых переведена на английский язык в Кэмбридже (Англия) в научном издательстве «Кэмбридж сайентифик паблишер (Cambridge Scientific Publisher) в 2012 г.

В рамках научной школы «Физиологические механизмы морфогенеза и адаптогенеза в условиях полимодальных воздействий окружающей среды» под руководством проф. А.В. Шахановой проводились мониторинговые исследования особенностей развития функциональной и психологической подготовленности детей, подростков и юношей при различных формах организации образовательной и двигательной деятельности; работы по исследованию нейрофизиологического, эндокринного, вегетативного и двигательного статуса организма в условиях интеграции инновационных образовательных и физкультурно-оздоровительных технологий, регулярной спортивной деятельности. Результаты проведенных исследований получили широкое отражение в публикациях, докладах на физиологических конгрессах, конференциях разных уровней. Защищены 6 кандидатских диссертаций, подготовлены к защите 2 докторские и 5 кандидатских диссертаций. Опубликовано свыше 300 научных работ, издано 7 монографий, 10 учебно-методических пособий, члены коллектива научной школы приняли участие в более 100 научно-практических конференциях. Осуществлялась подготовка научных кадров через аспирантуру по специальности 03.03.01 - Физиология. Лаборатория «Физиология развития ребенка» укомплектована уникальным современным медико-биологическим оборудованием.

Согласно приказу Минобрнауки России (№ 511/нк) от 24.05.2017 г. на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Адыгейский государственный университет» открыт совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук Д 212.001.11 по специальности 03.03.01-физиология (биологические науки). Диссертационный совет принимает к предварительному рассмотрению диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук по специальности 03.03.01-физиология (биологические науки), отвечающие требованиям, предусмотренным Положением о присуждении ученых степеней.

Результаты исследований, проводившихся на базе лабораторий НИИ комплексных проблем АГУ по определению иммуногенетического, физиологического и пищевого статуса населения Республики Адыгея, позволили создать информационно-методологическую базу оценки генетического и психосоматического здоровья. Активно велись исследования иммуногенетических механизмов развития злокачественных новообразований, сердечно-сосудистых и аутоиммунных заболеваний у жителей Республики Адыгея. Проведено исследование по проекту «Влияние спортивных физических нагрузок на регуляторно-адаптивный статус, функциональное и нейрофизиологическое состояние организма студентов, занимавшихся массовыми видами спорта (гандбол)». Выявленные особенности адаптивных реакций организма студентов в зависимости от спортивной специализации могут быть использованы при разработке обоснованных критериев оценки функциональных резервов организма, критериев контроля и оптимизации тренировочных занятий в женской гандбольной команде, для составления методических рекомендаций по формированию групп «риска» развития сердечно-сосудистой и других патологий. В рамках научного направления «Физиолого-биохимические механизмы и эколого-гигиенические проблемы оптимизации нутриционного статуса различных групп населения» обоснованы физиолого-биохимические механизмы влияния йодного статуса спортсменов на адаптацию к физическим нагрузкам субмаксимальной мощности, расширены представления о физиологических и биоэнергетических механизмах влияния йодной недостаточности на организм в условиях интенсивной мышечной деятельности в зоне субмаксимальной мощности, углублены знания о закономерностях процессов утилизации лактата и нормализации уровня глюкозы в крови после физических нагрузок. Получены дополнительные факты, позволяющие по-новому оценить сложившиеся представления о динамике нормализации уровня глюкозы после тестирующих физических нагрузок. (Получено 2 патента). Обоснована эффективность формирования компетенций школьников в области здорового питания на основе интерактивных технологий в формате Дней здорового питания на примере Дня здорового питания «Здоровье в стакане молока» и научно-исследовательского проекта «Умное питание».

Инновационное научное направление «Геоинформационное обеспечение сбалансированного развития региона» (Руководитель – профессор Р.Д. Хунагов) ориентировано на теоретическое и практическое решение проблем социально-экономического развития Республики Адыгея, интеграцию и интенсификацию научных исследований в республике, модернизацию стратегических отраслей хозяйства, использование научных достижений в реальном секторе экономики. Научные исследования осуществляются в Центре интеллектуальных геоинформационных технологий.

Создана цифровая интеллектуальная модель геопространства, обеспечивающая эффективный инструментарий для внедрения инноваций в региональном управлении и для оценки ресурсно-экологического потенциала, моделирования и прогнозирования природных и социально-экономических процессов. Данное направление поддерживается деятельностью созданного на базе ГИС-центра АГУ республиканского Центра космических услуг (ЦКУ) и учрежденного университетом малого предприятия «Гео-Вертекс». В ГИС-центре АГУ разработан и запатентован способ прогнозирования даты наступления и уровня воды экстремально высоких паводков. Картографическое отображение зоны затопления при этом показывает в каждой её точке высоту воды. Осуществление таких прогнозов позволяет определить опасную зону, выстроить заблаговременный ход эвакуации населения и спасательных работ (Получено 2 патента).

Одним из перспективных и долгосрочных приоритетов являются исследования в рамках научного направления «Биоразнообразие Западного Кавказа. Биологический эффект горных экосистем» (Руководитель: проф. Шебзухова Э.А.) и «Экологический мониторинг флоры и фауны горных территорий Западного Кавказа» (Руководитель: проф. Замотайлов А.С.).

Под руководством профессора, чл.-корр. РАН Ф.А.Темботовой, проф. Э.А. Шебзуховой, профессора А.С. Замотайлова проводится сравнительный анализ разных периодов с учетом степени изученности позвоночных животных и трансформации ландшафтов с целью выявления общих тенденций и направлений происходящих изменений и прогноза на обозримое будущее. Проводятся полевые исследования, сбор материала по редким видам беспозвоночных и позвоночных животных. Особое внимание уделяется узкореальным, эндемичным видам и видам, занесенным в государственные Красные Книги: Республики Адыгея, Российской Федерации и Международной (МСОП).

Проводилось эколого-биологическое исследование представителей редких, исчезающих и эндемичных растений в дендрарии АГУ. Одним из важных способов сохранения редких видов растений является содержание их в коллекциях ботанических садов, которые располагают необходимыми условиями для охраны растений ex situ. Перед Ботаническим садом АГУ стоят задачи: глобальная стратегия формирования биоразнообразия растений, выражающаяся в накоплении генофонда редких и исчезающих видов, изучении их биологии и экологии, получении научных и практических результатов, необходимых для разработки способов охраны.

Разработанные рекомендации по широкому культивированию интродуцентов используются при организации дендроучастков школ, озеленении улиц, населенных пунктов Республики Адыгея.

Расширен ресурсный потенциал Ботанического сада (директор Т.Н. Толстикова), завершена комплектация отдела интродукции современным оборудованием стоимостью 3 млн. рублей, использование которого – одно из основных условий реализации проектно-ориентированных образовательных программ и формирования профессиональных компетенций у студентов и магистрантов в области изучения биоразнообразия и рационального природопользования.

Участие студентов, магистрантов и аспирантов в проектно-исследовательской деятельности в рамках проекта «Развитие ботанического сада АГУ как инновационной учебно-исследовательской базы» под научным руководством преподавателей 4 кафедр - ботаники, географии, физиологии, химии - позволило через инновационные технологии практико-проектного обучения, основанного на принципах командного выполнения проектов, реализовать модель формирования у них ключевых компетенций в области биоразнообразия, овладеть методами поиска и анализа информации, обработки собранного фактического материала, логического изложения и систематизация фактов, умением увязать разнообразные межпредметные знания в единую систему; изучить распространение и структуру основных природных экосистем, овладеть теоретическими основами и методическими навыками экологических, ландшафтных, почвенных, химических, физиологических, мониторинговых исследований биоразнообразия, включая методы биоиндикации, экологической экспертизы, т.е. научиться на основе междисциплинарного подхода, расширенного методологического, методического и аналитического инструментария проводить оценку качества природной среды по состоянию ее биоты, производить мониторинг состояния интродуцентов в изменяющихся климатических условиях предгорной зоны Северо-Западного Кавказа.

Дальнейшему совершенствованию Гербария АГУ (MAY), как центра интегрированной информации о биоразнообразии региона, будет способствовать приобретение планетарного сканера ЭларСКАН для оцифровки гербарного фонда, включения информационного ресурса в учебный процесс, что позволит повысить качество подготовки специалистов-биологов.

В области рационального природопользования проводились совместные исследования кафедрой ботаники факультета естествознания, Ботанического сада АГУ с ГНУ Майкопская ОС Вир Россельхозакадемии и АФ ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт цветоводства и субтропических культур», расположенными на территории Республики Адыгея, ФГБУ «Научно-исследовательский институт горного лесоводства и экологии леса», г. Сочи; ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт цветоводства и субтропических культур», г. Сочи, ФГБНУ «Институт экологии горных территорий им. А.К. Темботова» Российской академии наук, г. Нальчик, по следующим направлениям:

- апробация новых видов и сортов рода «яблоня» в нижнем горном и равнинных поясах,

- интродукция декоративных и плодовых субтропических растений на территории Республики Адыгея;

- реинтродукционные работы по восстановлению в естественных условиях обитания лещины древесной, которая занесена в Красную книгу Российской Федерации и Адыгеи: получение и высаживание семенного потомства, акклиматизация саженцев и их высаживание с целью восстановления биоразнообразия леса.

Ботанический сад АГУ входит в Совет ботанических садов России и в Совет ботанических садов Северного Кавказа. Ежегодно в Совет представляется отчет о проведенных научных исследованиях, на основании которых публикуется Бюллетень Совета. Секретари Советов информируют обо всех мероприятиях (конференциях, собраниях, пленарных заседаниях), координируют деятельность ботанических садов.

Накоплен фактический материал по анализу и оценке биоразнообразия Республики Адыгея, разработана научная концепция биологического эффекта высотно-поясной структуры горных ландшафтов, усовершенствована методология решения актуальных задач охраны и воспроизводства гено- и ценофонда Кавказа, заложена основа новых коллекционных участков, сформирована база данных по эколого-биологическим особенностям интродуцентов, редким и исчезающим растениям. разработана модель наземных экосистем, издана в 2-х томах «Красная книга Республики Адыгея», в которой даны рекомендации по сохранению, восстановлению и рациональному использованию биоразнообразия в целях сохранения стабильности экосистем региона.

На базе факультета математики и компьютерных наук успешно функционирует научное направление по изучению проблем качественной теории дифференциальных уравнений, возглавляемое доцентом кафедры математического анализа и методики преподавания математики Мирзовым Дж.Д., который является активным участником нескольких международных научных конференций и коллоквиумов по дифференциальным уравнениям (Тбилиси, Санкт-Петербург, Брно, Прага).

По научному направлению «Математическая креативность, талант и одаренность», возглавляемому доцентом Д.К. Мамием, разрабатываются, апробируются и внедряются эффективные диагностические и развивающие методики, технологии и формы работы с математически одаренными детьми и молодежью.

В рамках Государственной программы развития образования в Республике Адыгея на 2014-2020 гг. при финансовой поддержке Министерства образования и науки Республика Адыгея в 2018 году на базе Республиканской естественно-математической школы АГУ (РЕМШ) была продолжена разработка технологии многоуровневого углубленного изучения математики, химии, биологии в системе довузовской подготовки в условиях Республики Адыгея. Разработаны методические рекомендации по повышению эффективности деятельности региональных систем образования, по раннему выявлению, развитию и поддержке одаренных детей и молодежи в рамках реализации образовательных программ в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования детей, учреждениях профессионального образования. Организовано сетевое взаимодействие между образовательными и научными учреждениями, работающими с талантливыми учащимися и студентами в области математики в Южно-Российском регионе и России. Разработаны и реализованы образовательные программы, проекты и технологии сопровождения математически одаренных школьников и студентов. Организовано проведение школ-семинаров, профильных лагерей для математически одаренных школьников и студентов из Южно-Российского региона и России в целом. Организовано проведение олимпиад и конкурсов по математике для учащихся учреждений общего образования, студентов учреждений ВПО и СПО. В рамках РЕМШ каждый талантливый ребенок получил возможность дополнительной, бесплатной подготовки в области математики и естественных наук. Основные особенности системы поиска и поддержки одаренных школьников Республики Адыгея l. Максимальный охват учащихся республики. 2. Эффективная система отбора талантливых учащихся. 3. Дифференцированная система обучения. 4. Летние школы по различным направлениям. 5. Разнообразные предметные олимпиады и конкурсы. 6. Применение современных образовательных технологий в обучении. Отделения РЕМШ при АГУ: 1. Отделение математики является старейшим в школе и самым популярным. Здесь обучаются 700 школьников. Особой популярностью в школе пользуются олимпиадные группы на отделении математики. В них обучаются ребята, ориентированные на участие и победы в олимпиадах различного уровня. Ежегодно учащиеся олимпиадных групп становятся победителями и призерами математических олимпиад. 2. Отделение физики — 120 учащихся. 3. Отделение компьютерных наук — 30 учащихся. 4. Отделение химии — 80 учащихся. 5. Отделение биологии — 275 учащихся. 6. Отделение истории и культуры адыгов — 80 учащихся. Цели школы: 1. Повышение познавательного интереса учащихся к занятиям математикой; 2. Развитие математического мышления у школьников, имеющих склонности к изучению естественных наук; 3. Формирование у учащихся навыков самостоятельной работы; 4. Создание условий для получения качественного базового образования учащимися независимо от их места жительства. Уменьшение различий в математической подготовке городских и сельских школьников. Особенности организации учебного процесса; Два уровня обучения: основной и углубленный; Форма обучения: очно-заочная; Прием в школу — на конкурсной основе; Длительность учебного года — 8 месяцев, с 1 октября по 31 мая.

В 2018 году по решению Министерства образования и науки РФ создан на конкурсной основе на базе АГУ Кавказский региональный математический научно-образовательный центр с ежегодным финансированием 20 млн. рублей. В апреле 2018 г. на Совете ректоров вузов Юга России было поддержано также создание Южно-Российской математической платформы на площадке АГУ в партнерстве с Южным федеральным университетом. Это дает колоссальную возможность развивать исследования в области теоретической и прикладной математики как фундаментальной основы современных цифровых и информационных технологий, в том числе применительно к решению актуальных задач экономической и социальной науки.

Всероссийская научная конференция «Математический талант и математическое образование» - одно из центральных мероприятий стартовавшей в Адыгее математической недели. Ее организаторы – Адыгейский государственный университет, Кавказский математический центр АГУ, Московский физико-технический институт, республиканская естественно-математическая школа. Неделя математики включает в себя также ряд мероприятий для учителей математики, школьников, студентов, аспирантов, ученых, выпускников и учащихся РЕМШ и их родителей, а также всех тех, кто интересуется математикой.

В рамках Математической недели в АГУ прошел Workshop «Интегрируемые системы» под руководством профессора Института теоретической физики имени Ландау А.Б. Шабата.

20 декабря 2018 в АГУ состоялась рабочая встреча с делегацией ЮФУ во главе с врио ректора Инной Шевченко по вопросу учреждения сетевого научно-образовательного математического центра на Юге России и подписания соответствующего договора. Затем состоялось подписание Соглашения о создании Научно-образовательного сетевого консорциума в области фундаментальной и прикладной математики. Сетевой Консорциум создан на основе Южно-Российской математической платформы вузов Юга России и главной своей задачей видит в выполнении исследований по актуальным направлениям развития теоретической и прикладной математики с участием ведущих российских и зарубежных ученых, осуществление эффективной кооперации с компаниями, действующими в реальном секторе экономики и работающими на соответствующих рынках наукоемких технологий, продуктов и услуг в целях создания научных заделов для реализации совместных проектов. Участники Сетевого Консорциума – Южный федеральный университет, Адыгейский государственный университет, Московский физико-технический университет, Южный научный центр Российской академии наук, акционерное общество «Тинькофф Банк», общество с ограниченной ответственность «Ай Ти Ви групп».

На базе динамично развивающихся школ, возглавляемых профессорами К.Д. Чермитом, Н.Х. Хакуновым, проходила интенсивная подготовка научно-педагогических кадров высокой квалификации в области физического воспитания и спорта. В АГУ создана эффективная организационно-структурная модель интеграции учебной и научной деятельности. 22 мая 2018 года на кафедре безопасности жизнедеятельности ИФК и дзюдо состоялось заседание Круглого стола «Всесторонняя подготовка человека к действиям в чрезвычайных ситуациях в современных условиях». В заседании приняли участие студенты, преподаватели и сотрудники университета, а также педагогические работники ряда общеобразовательных учреждений города Майкопа. В обсуждении затронутых актуальных вопросов всесторонней подготовки человека к действиям в чрезвычайных ситуациях в современных условиях приняли активное участие все присутствующие. Материалы, представленные участниками Круглого стола, опубликованы в сборнике научных трудов ИФК и дзюдо.