Женщины в науке: интервью с молодым учёным АГУ
11 февраля в мире отмечают Международный день женщин в науке. Этот праздник был утверждён резолюцией ООН в 2015 году.
Женщины-учёные во главе институтов или больших научных групп встречаются сейчас по всему миру — и вряд ли кого-то можно этим удивить. Они возглавляют лаборатории, совершают открытия, преподают и меняют наши представления не только о мире вокруг, но и об академической карьере. Женщины-учёные креативны и талантливы. В рабочей среде, даже в самые трудные времена, они находят новые, уникальные способы решения поставленных перед ними задач.
О своей работе, прорывных открытиях и роли женщины в современной российской науке рассказывает старший научный сотрудник отдела медико-биологических проблем НИИ КП Адыгейского государственного университета, доцент кафедры ботаники факультета естествознания АГУ, преподаватель РЕМШ и методист образовательного центра «Полярис-Адыгея», кандидат биологических наук Елена Татаркова. Елена занимается исследованиями в области иммуногенетики, иммунологии, генетики человека и социально-значимых заболеваний.
— Расскажите подробнее о Ваших исследованиях: в каких направлениях Вы сейчас работаете?
Исследования нашего научного коллектива выполняются под руководством доктора биологических наук, профессора Аминат Рамазановны Тугуз на базе Иммуногенетической лаборатории НИИ комплексных проблем Адыгейского государственного университета и лаборатории биохакинга образовательного центра «Полярис-Адыгея». Наша научная деятельность посвящена изучению пусковых механизмов развития социально-значимых заболеваний: ранние репродуктивные потери, атеросклероз, бронхиальная астма, онкологические заболевания женской репродуктивной системы.
— Какое будущее у ваших исследований?
Согласно постановлению Президента, генетика является одним из приоритетных научных направлений в Российской Федерации. Даже на съезде биологов, который проходил в образовательном центре «Сириус» в начале декабря прошлого года, озвучивалось, что генетика может преподаваться в школьном курсе биологии, начиная с младших классов. То есть, мы понимаем, что исследователям предстоит не только самим идти вперёд к фронтирам быстро развивающейся науки, но и вести за собой младшее поколение. В общем-то, этим мы и занимаемся на сменах в «Полярисе» — готовим ребят к участию во всероссийском конкурсе «Большие вызовы», международным конференциям и даже написанию своих первых научных публикаций.
— Это долгосрочная перспектива, а с чем предстоит разобраться в ближайшее время?
Впереди освоение навыков работы на новом оборудовании (секвенаторах), изучение степени метилированности генов (эпигенетический уровень регуляции генома человека), расширение спектров изучаемых параметров и написание докторских работ.
Тезаурус
Секвенатор — прибор для определения последовательности мономеров в полимере, особенно аминокислот в белке или нуклеотидов в ДНК
Метилирование — это контролируемая передача метильной группы (СН3) от одного вещества другому: белкам, аминокислотам, ферментам и ДНК. Реакции метилирования происходят триллионы раз в каждой клетке в каждую минуту. Нарушения процессов метилирования приводят к сбоям в работе всего организма и развитию заболеваний.
— Какое оборудование помогает вам проводить исследования? Сможете рассказать о том, как оно работает?
Аппаратура у нас очень хорошая. В 2021 году база лаборатории расширилась, благодаря новому оборудованию, подаренному председателем Правительства Российской Федерации Михаилом Мишустиным ко Дню науки в рамках поддержки образования в регионах: капиллярный секвенатор, NGS секвенатор нового поколения, а также ампфликатор нуклеиновых кислот. Если коротко, то секвенатор нового поколения позволяет быстро определять нуклеотидную последовательность в образцах ДНК или РНК. Скажем так, это открывает будущее для персонализированной медицины. Капиллярный секвенатор используют как золотой стандарт для подтверждения обнаружения различных мутаций, генотипирования, идентификации коротких тандемных повторов и профилирования экспрессии генов.
С помощью ампфликатора мы можем проверить эффективность различных методов лечения заболеваний. К примеру, этот аппарат позволяет пронаблюдать в реальном времени увеличение или уменьшение количества нуклеиновой кислоты - ДНК или РНК клеток какой-нибудь вирусной инфекции, исходя из чего, мы и поймём, работает ли конкретный метод лечения или нет.
Тезаурус
Амплификатор (термоциклер, ПЦР-машина) — прибор, обеспечивающий периодическое охлаждение и нагревание пробирок, обычно с точностью не менее 0,1 °C.
— Чем вы увлекаетесь помимо науки? Где черпаете силы для работы?
Преподавание в Республиканской естественно-математической школе, общение с талантливыми и умными коллегами, студентами, школьниками, выезды на семинары/съезды/конференции — это заряжает меня. Хотя, как биолог, я рационально стараюсь подходить к своему режиму дня и включаю в него обязательно физическую активность, читаю книги, люблю смену обстановки, что позволяет по-новому взглянуть на возникающие в процессе работы вопросы.
— Как вы думаете, к чему должен быть готов молодой учёный?
Учиться, учиться и ещё раз учиться! Всегда быть открытым новому, идти в ногу со временем, быть готовым взглянуть на вопрос с другой точки зрения. Иногда отсутствие результата — это тоже результат! Но он всегда должен побуждать нас идти снова вперёд к своей цели.