Top.Mail.Ru

карта сайта

Раскрыть все уровни
Главный Корпус

ул. Первомайская, 208

(8772) 570273, (8772) 571172

Пн–Сб 08:30–17:00
Перерыв 12:30–13:00
Карта зданий
Главный Корпус

(8772) 570273

adsu@adygnet.ru
Пресс-служба

(8772) 570273

ixt@adygnet.ru
Личный кабинет

Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Женщины в науке: интервью с молодым учёным АГУ

Интервью Наука Образование

11 февраля в мире отмечают Международный день женщин в науке. Этот праздник был утверждён резолюцией ООН в 2015 году.

Женщины-учёные во главе институтов или больших научных групп встречаются сейчас по всему миру — и вряд ли кого-то можно этим удивить. Они возглавляют лаборатории, совершают открытия, преподают и меняют наши представления не только о мире вокруг, но и об академической карьере. Женщины-учёные креативны и талантливы. В рабочей среде, даже в самые трудные времена, они находят новые, уникальные способы решения поставленных перед ними задач.

О своей работе, прорывных открытиях и роли женщины в современной российской науке рассказывает старший научный сотрудник отдела медико-биологических проблем НИИ КП Адыгейского государственного университета, доцент кафедры ботаники факультета естествознания АГУ, преподаватель РЕМШ и методист образовательного центра «Полярис-Адыгея», кандидат биологических наук Елена Татаркова. Елена занимается исследованиями в области иммуногенетики, иммунологии, генетики человека и социально-значимых заболеваний.

— Расскажите подробнее о Ваших исследованиях: в каких направлениях Вы сейчас работаете?

Исследования нашего научного коллектива выполняются под руководством доктора биологических наук, профессора Аминат Рамазановны Тугуз на базе Иммуногенетической лаборатории НИИ комплексных проблем Адыгейского государственного университета и лаборатории биохакинга образовательного центра «Полярис-Адыгея». Наша научная деятельность посвящена изучению пусковых механизмов развития социально-значимых заболеваний: ранние репродуктивные потери, атеросклероз, бронхиальная астма, онкологические заболевания женской репродуктивной системы.

— Какое будущее у ваших исследований?

Согласно постановлению Президента, генетика является одним из приоритетных научных направлений в Российской Федерации. Даже на съезде биологов, который проходил в образовательном центре «Сириус» в начале декабря прошлого года, озвучивалось, что генетика может преподаваться в школьном курсе биологии, начиная с младших классов. То есть, мы понимаем, что исследователям предстоит не только самим идти вперёд к фронтирам быстро развивающейся науки, но и вести за собой младшее поколение. В общем-то, этим мы и занимаемся на сменах в «Полярисе» — готовим ребят к участию во всероссийском конкурсе «Большие вызовы», международным конференциям и даже написанию своих первых научных публикаций.

— Это долгосрочная перспектива, а с чем предстоит разобраться в ближайшее время?

Впереди освоение навыков работы на новом оборудовании (секвенаторах), изучение степени метилированности генов (эпигенетический уровень регуляции генома человека), расширение спектров изучаемых параметров и написание докторских работ.


Тезаурус


Секвенатор — прибор для определения последовательности мономеров в полимере, особенно аминокислот в белке или нуклеотидов в ДНК

Метилирование — это контролируемая передача метильной группы (СН3) от одного вещества другому: белкам, аминокислотам, ферментам и ДНК. Реакции метилирования происходят триллионы раз в каждой клетке в каждую минуту. Нарушения процессов метилирования приводят к сбоям в работе всего организма и развитию заболеваний.

— Какое оборудование помогает вам проводить исследования? Сможете рассказать о том, как оно работает?

Аппаратура у нас очень хорошая. В 2021 году база лаборатории расширилась, благодаря новому оборудованию, подаренному председателем Правительства Российской Федерации Михаилом Мишустиным ко Дню науки в рамках поддержки образования в регионах: капиллярный секвенатор, NGS секвенатор нового поколения, а также ампфликатор нуклеиновых кислот. Если коротко, то секвенатор нового поколения позволяет быстро определять нуклеотидную последовательность в образцах ДНК или РНК. Скажем так, это открывает будущее для персонализированной медицины. Капиллярный секвенатор используют как золотой стандарт для подтверждения обнаружения различных мутаций, генотипирования, идентификации коротких тандемных повторов и профилирования экспрессии генов.

С помощью ампфликатора мы можем проверить эффективность различных методов лечения заболеваний. К примеру, этот аппарат позволяет пронаблюдать в реальном времени увеличение или уменьшение количества нуклеиновой кислоты - ДНК или РНК клеток какой-нибудь вирусной инфекции, исходя из чего, мы и поймём, работает ли конкретный метод лечения или нет.


Тезаурус


Амплификатор (термоциклер, ПЦР-машина) — прибор, обеспечивающий периодическое охлаждение и нагревание пробирок, обычно с точностью не менее 0,1 °C.

— Чем вы увлекаетесь помимо науки? Где черпаете силы для работы?

Преподавание в Республиканской естественно-математической школе, общение с талантливыми и умными коллегами, студентами, школьниками, выезды на семинары/съезды/конференции — это заряжает меня. Хотя, как биолог, я рационально стараюсь подходить к своему режиму дня и включаю в него обязательно физическую активность, читаю книги, люблю смену обстановки, что позволяет по-новому взглянуть на возникающие в процессе работы вопросы.

— Как вы думаете, к чему должен быть готов молодой учёный?

Учиться, учиться и ещё раз учиться! Всегда быть открытым новому, идти в ногу со временем, быть готовым взглянуть на вопрос с другой точки зрения. Иногда отсутствие результата — это тоже результат! Но он всегда должен побуждать нас идти снова вперёд к своей цели.

Ближайшие события

Всероссийский гражданско-патриотический диктант «Моя любовь, душа моя – Россия»
18 ноября
Всероссийский гражданско-патриотический диктант «Моя любовь, душа моя – Россия»
Адыгейский государственный университет вошел в число организационных площадок IV сезона Всероссийского гражданско-патриотического диктанта «Моя любовь, душа моя – Россия»

В этом году масштабный патриотический проект, приурочен к Году защитника Отечества.

Диктант реализуется РАНХиГС при поддержке Научно-образовательной теологической ассоциации и Учебно-методического совета по направлению «Государственное и муниципальное управление».

В АГУ диктант состоится 18 ноября в 10:00 на базе исторического факультета.

Ключевыми задачами диктанта являются:

Сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей

Противодействие фальсификации исторических событий

Сохранение памяти о значимых достижениях российского государства

Формирование общественно значимых ориентиров развития обществ

Участие в диктанте – это возможность проявить свою гражданскую позицию, углубить знания по истории и культуре России и стать частью масштабного всероссийского движения.

По вопросам участия можно обратиться в отдел молодёжной политики d.onipko@adygnet.ru
Церемония награждения победителей IV Международного конкурса литературных произведений для детей имени Киримизе Жанэ
14 ноября
Церемония награждения победителей IV Международного конкурса литературных произведений для детей имени Киримизе Жанэ

14 ноября в 15.00 в ауд. 305А им. А.К. Ячикова (Первомайская, 208, 3 этаж) состоится торжественная церемония награждения победителей IV Международного литературного конкурса произведений для детей имени Киримизе Жанэ. 

Конкурс учрежден Адыгейским государственным университетом в 2022 году и проводится ежегодно. В этом году он проходил под названием «ЦIыкIужъый» («Малышок») и был направлен на поиск новых произведений для детей в возрасте от трех до пяти лет. 

По условиям конкурса, в нем могут участвовать авторы в возрасте старше 18 лет, пишущие на адыгейском, кабардино-черкесском и русском языках, иллюстраторы и переводчики произведений для детей. Работы принимались в трех номинациях: проза и поэзия, иллюстрация и переводы. Прием заявок проходил с 1 июня по 31 августа. В четвертом сезоне заявки на конкурс подали авторы из Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Краснодарского края, Москвы и Белоруссии. 

На торжественной церемонии будут подведены итоги конкурса и названы имена победителей и призеров в основных номинациях «Проза и поэзия», «Переводы» и «Иллюстрации», а также призеров в специальных номинациях. 

Приглашаем всех желающих, вход свободный.

Географический диктант - 2025
30 ноября
Географический диктант - 2025
Стартует прием заявок для участия в Географическом диктанте - 2025
Межвузовская олимпиада для студентов «Правовая система Республики Адыгея: история и современность»
21 ноября
Межвузовская олимпиада для студентов «Правовая система Республики Адыгея: история и современность»
Институт права Адыгейского государственного университета приглашает всех желающих принять участие в Межвузовской олимпиаде для студентов «Правовая система Республики Адыгея: история и современность», посвященной 35-летию образования Республики Адыгея.
Х Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы социально-экономического развития регионов Юга России»
26 ноября
Х Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы социально-экономического развития регионов Юга России»
Адыгейский государственный университет и Счетная палата Республики Адыгея 26 ноября организуют в Майкопе в Х Всероссийскую научно-практическую конференцию «Проблемы и перспективы социально-экономического развития регионов Юга России».