карта сайта

Раскрыть все уровни
Главный Корпус

ул. Первомайская, 208

(8772) 570273, (8772) 571172

Пн–Сб 08:30–17:00
Перерыв 12:30–13:00
Карта зданий
Главный Корпус

(8772) 570273

adsu@adygnet.ru
Пресс-служба

(8772) 570273

ixt@adygnet.ru
Личный кабинет
Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

«Ни искусственный интеллект, ни дистанционное обучение не заменят учителей». Интервью с ректором Адыгейского государственного университета Даудом Мамием

Интервью

Д.К. Мамий

В марте в Москве прошел первый Всероссийский форум «Педагогическое образование в российском классическом университете», организованный Российской академией образования (РАО) при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ. Его участниками стали более 700 представителей российских и зарубежных вузов, а также ведущие ученые, эксперты, представители федеральных органов управления образованием. О задачах, которые стоят перед классическими университетами, и их роли в подготовке педагогических кадров, «Советской Адыгее» рассказал участник форума ректор Адыгейского государственного университета Дауд Мамий.

— Дауд Казбекович, какую роль играют классические университеты в подготовке учителей и какие проблемы педагогического образования обсуждались на форуме?

— В России учителей готовят более чем в 200 вузах, и большинство из них — не педагогические. Начиная с XVIII века, когда в Московском университете открылась первая педагогическая семинария, классические университеты стали главными научно-методическими центрами педагогического образования в нашей стране. И сегодня они вносят большой вклад в развитие отечественной системы подготовки кадров для школы.

В классических университетах практикуются междисциплинарные подходы, что значительно расширяет кругозор будущих педагогов, есть мощная учебно-лабораторная база, которая предоставляет уникальные возможности для подготовки преподавателей, в первую очередь естественно-научных специальностей.

Одна из самых актуальных и обсуждаемых проблем — кадровое обеспечение. Учителей не хватает, выпускники педагогических специальностей не спешат в школу. В первую очередь это связано с низкой мотивацией к получению профессии учителя. Не секрет, что на педагогические специальности часто поступают ребята с невысокими баллами ЕГЭ, просто потому, что не смогли пройти по конкурсу на другие направления. Необходимо найти пути мотивации школьников, понять, как сформировать интерес к профессии педагога. В 2021 году количество поданных заявлений на педагогические специальности выросло на 15,4%, и это вселяет надежду.

Другая не менее важная задача — трансформация процесса обучения.

Нужно менять устаревшие программы в вузах, делать их максимально приближенными к потребностям современной школы, чтобы студенты еще во время учебы получали практические навыки. Усилить психолого-педагогическую подготовку.

Студенты должны быть морально готовы к трудностям, с которыми им придется столкнуться в работе, уметь правильно коммуницировать с учениками и их родителями, развивать цифровые компетенции и шире их применять в образовательной деятельности. Необходимо воспитывать инклюзивную культуру педагогов, которая позволит учить детей с разными возможностями.

Как отметил на форуме министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, наша главная задача сегодня — сохраняя традиции, сделать педагогическое образование как в профильных, так и в классических вузах качественным и отвечающим вызовам времени.

— Адыгейский госуниверситет — преемник педагогического института, который славился высоким уровнем подготовки учителей. Какие позиции вуз занимает сейчас?

— В 2021 году АГУ стал победителем конкурсного отбора программы «Приоритет-2030». Ее цель — к 2030 году сформировать в России более 100 прогрессивных, современных университетов — центров научно-технологического и социально-экономического развития страны. Мы стали одним из 106 вузов России, которым будет выделяться грант в размере 100 млн. рублей ежегодно. И в рамках этой программы мы планируем проекты, направленные на трансформацию педагогического образования.

Что касается педагогических специальностей, АГУ в национальном рейтинге Интерфакса в 2021 году занял 55-е место среди вузов, осуществляющих подготовку по направлению «образование и педагогические науки». Причем с 2015 года, когда был введен этот рейтинг, мы значительно улучшили свои позиции, поднявшись с 96-го места.

Сохраняя накопленный опыт, мы продолжаем развивать научные исследования в сфере педагогики и психологии. В 2016 году на базе АГУ создан научный центр Российской академии образования, который принимает участие в координации научных исследований в сфере педагогики, психологии и других наук об образовании, проводимых научными и образовательными организациями в Адыгее, участвует в экспертизе их результатов, проводит научные исследования и способствует их внедрению. В частности, наши ученые изучают технологию формирования социально-личностной жизнеспособности подростков в образовательных организациях, работают над вопросами психолого-педагогического сопровождения обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

В рамках форума у меня состоялась рабочая встреча с президентом Российской академии образования Ольгой Васильевой. Она высоко оценила работу нашего научного центра РАО и предложила сотрудничество в сфере разработки и сопровождения программ дополнительного школьного образования, которые уже много лет активно ведутся нашими преподавателями на разных площадках: в РЕМШ, в региональном центре «Полярис-Адыгея», «IT-кубе», на базе Кавказского математического центра.

— Как будет осуществляться трансформация педагогического образования в АГУ?

— Преобразования образовательных программ будут осуществляться поэтапно. На первом этапе изменения будут касаться приоритетных для университета направлений, а к 2025 году положительный опыт предполагается тиражировать на все образовательные программы.

С 1 сентября 2021 года мы приступили к реализации пяти пилотных образовательных программ нового типа, по которым обучаются 78 студентов первого курса. Изменения коснулись программ по биологии, литературному творчеству, прикладной математике и информатике, математике, социальной педагогике.

Новые программы построены по модульному принципу, благодаря чему мы имеем возможность, меняя модули, трансформировать образовательную программу, индивидуализируя обучение студентов и учитывая запросы работодателей. Это делает образовательный процесс более гибким.

Кроме того, студенты пилотных программ проходят онлайн-курсы от наших партнеров: Высшей школы экономики и Института генетических ресурсов растений (ВИР). К примеру, студенты исторического факультета изучали цифровые технологии в истории, а биологи — введение в генетику. Сейчас все студенты новых образовательных программ проходят курс риторики.

Кстати, на форуме обсуждали необходимость унификации базовых компетенций для студентов всех вузов и включения дисциплин общей дидактики, основ физиологии, культуры речи, психологии. Мы это уже делаем на практике.

— Расскажите подробнее о проекте «Учитель математики будущего», который будет реализован в рамках программы «Приоритет-2030»?

— Мы недавно проводили конференцию учителей математики республики. На сегодняшний день в Адыгее не хватает 36 учителей математики, а средний возраст действующих педагогов составляет 47 лет. Молодых учителей крайне мало, их почти нет. И мы снова возвращаемся к вопросу мотивации школьников и студентов.

Проект «Учитель математики будущего» призван решить эту проблему и нацелен на подготовку учителей новой формации с широким кругом компетенций. Он предусматривает новый подход к обучению, который поможет трансформировать подготовку будущих педагогов. Сейчас он запущен в пилотном варианте, а с 1 сентября мы вплотную приступаем к подготовке студентов.

С первого курса в программу вводятся не только профильные предметы, но и курс актерского мастерства, психология, проектная деятельность, информационные технологии. Особое внимание уделяется развитию коммуникативных навыков. И буквально с первых месяцев учебы студенты ходят в школу, нарабатывают практику.

Программа построена очень интересно, и мы надеемся, что нам удастся сформировать мотивацию к педагогическому труду. Мы привлекаем ведущих в стране педагогов-математиков, профессионалов высокого класса. Они выразили желание и дали согласие работать в проекте, считая его очень важным. К преподаванию непрофильных дисциплин мы также привлекаем лучших в своем деле. К примеру, курс актерского мастерства ведет народный артист России и Адыгеи Мурат Кукан.

— По данным мониторинга, проведенного учеными РАО, более трети российских педагогов испытывают недостаток цифровых компетенций. Как АГУ планирует решать эту проблему?

— Мы разработали стратегический проект «Южно-Российская научно-образовательная инициатива «Математика: новый взгляд», в рамках которого будет создан консорциум из ведущих университетов юга России и некоторых ведущих университетов страны с привлечением индустриальных партнеров и систем образования некоторых регионов.

В АГУ при участии МФТИ, университета «Сириус» и компании «Яндекс» разрабатывается новая бакалаврская образовательная программа по искусственному интеллекту в математическом и IT-образовании.

Обучение будет проходить на базе двух вузов — МФТИ и АГУ, а компания «Яндекс» станет площадкой для апробации студенческих и исследовательских проектов. Первый прием на совместную образовательную программу пройдет в 2022 году.

Открытие новой программы связано с технологиями искусственного интеллекта и машинного обучения, которые могут применяться в педагогике и образовании.

В процессе обучения студенты получат фундаментальную подготовку по математике и информатике и уникальные психолого-педагогические компетенции: смогут учитывать в работе принципы организационных схем и сценариев педагогического дизайна, разрабатывать методики применения цифровых продуктов в образовании и т.д.

— Дауд Казбекович, последний вопрос: каким вы видите учителя будущего?

— Я уверен, что ни искусственный интеллект, ни дистанционное обучение не смогут в ближайшее время, да и в удаленной перспективе заменить учителя. Профессия педагога была, есть и останется одной из важнейших. Но, конечно же, учитель настоящего и тем более будущего должен владеть современными технологиями как в области педагогики и психологии, так и в сфере искусственного интеллекта.

Источник: Советская Адыгея

Ближайшие события

Мюзикл «Крылья»
22, 28 мая
Мюзикл «Крылья»
Студенческий музыкальный театр «Арт-Ритон» Адыгейского государственного университета — неоднократный обладатель Гран-при и лауреат всероссийских и международных творческих конкурсов, победитель конкурса «Росмолодежь» (2018) - приглашает зрителей на свой воссозданный мюзикл «Крылья». 

Круглый стол «Искусственный интеллект и будущее высшего образования: пересечение технологий и образовательных практик»
7 Мая
Круглый стол «Искусственный интеллект и будущее высшего образования: пересечение технологий и образовательных практик»
7 мая в 15:00 в конференц-зале Кавказского математического центра АГУ (Дворец спорта «Якуб Коблев», 9 этаж) Департамент образовательной политики АГУ проведет круглый стол на тему: «Искусственный интеллект и будущее высшего образования: пересечение технологий и образовательных практик». Участники обсудят ренды в сфере искусственного интеллекта и высшего образования.
ХI Всероссийская научно-практическая конференция «Экономика и управление в современных условиях: проблемы и перспективы»
31 мая
ХI Всероссийская научно-практическая конференция «Экономика и управление в современных условиях: проблемы и перспективы»
Адыгейский государственный университет приглашает принять участие в ХI Всероссийской научно-практической конференции «Экономика и управление в современных условиях: проблемы и перспективы».
Код будущего
Код будущего
Приглашаем учеников 8-11 классов бесплатно обучиться современным языкам программирования на курсах на базе образовательной площадки Адыгейского государственного университета.
Science Slam
Science Slam
Не знаете, как выступить перед публикой со своей темой?

Думаете, что она слишком сложная и никому не будет интересна?

Тогда Вам на помощь придёт Science Slam!

Science Slam – это новое модное направление популяризации науки – битва ученых.