«Ни искусственный интеллект, ни дистанционное обучение не заменят учителей». Интервью с ректором Адыгейского государственного университета Даудом Мамием
В марте в Москве прошел первый Всероссийский форум «Педагогическое образование в российском классическом университете», организованный Российской академией образования (РАО) при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ. Его участниками стали более 700 представителей российских и зарубежных вузов, а также ведущие ученые, эксперты, представители федеральных органов управления образованием. О задачах, которые стоят перед классическими университетами, и их роли в подготовке педагогических кадров, «Советской Адыгее» рассказал участник форума ректор Адыгейского государственного университета Дауд Мамий.
— Дауд Казбекович, какую роль играют классические университеты в подготовке учителей и какие проблемы педагогического образования обсуждались на форуме?
— В России учителей готовят более чем в 200 вузах, и большинство из них — не педагогические. Начиная с XVIII века, когда в Московском университете открылась первая педагогическая семинария, классические университеты стали главными научно-методическими центрами педагогического образования в нашей стране. И сегодня они вносят большой вклад в развитие отечественной системы подготовки кадров для школы.
В классических университетах практикуются междисциплинарные подходы, что значительно расширяет кругозор будущих педагогов, есть мощная учебно-лабораторная база, которая предоставляет уникальные возможности для подготовки преподавателей, в первую очередь естественно-научных специальностей.
Одна из самых актуальных и обсуждаемых проблем — кадровое обеспечение. Учителей не хватает, выпускники педагогических специальностей не спешат в школу. В первую очередь это связано с низкой мотивацией к получению профессии учителя. Не секрет, что на педагогические специальности часто поступают ребята с невысокими баллами ЕГЭ, просто потому, что не смогли пройти по конкурсу на другие направления. Необходимо найти пути мотивации школьников, понять, как сформировать интерес к профессии педагога. В 2021 году количество поданных заявлений на педагогические специальности выросло на 15,4%, и это вселяет надежду.
Другая не менее важная задача — трансформация процесса обучения.
Нужно менять устаревшие программы в вузах, делать их максимально приближенными к потребностям современной школы, чтобы студенты еще во время учебы получали практические навыки. Усилить психолого-педагогическую подготовку.
Студенты должны быть морально готовы к трудностям, с которыми им придется столкнуться в работе, уметь правильно коммуницировать с учениками и их родителями, развивать цифровые компетенции и шире их применять в образовательной деятельности. Необходимо воспитывать инклюзивную культуру педагогов, которая позволит учить детей с разными возможностями.
Как отметил на форуме министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, наша главная задача сегодня — сохраняя традиции, сделать педагогическое образование как в профильных, так и в классических вузах качественным и отвечающим вызовам времени.
— Адыгейский госуниверситет — преемник педагогического института, который славился высоким уровнем подготовки учителей. Какие позиции вуз занимает сейчас?
— В 2021 году АГУ стал победителем конкурсного отбора программы «Приоритет-2030». Ее цель — к 2030 году сформировать в России более 100 прогрессивных, современных университетов — центров научно-технологического и социально-экономического развития страны. Мы стали одним из 106 вузов России, которым будет выделяться грант в размере 100 млн. рублей ежегодно. И в рамках этой программы мы планируем проекты, направленные на трансформацию педагогического образования.
Что касается педагогических специальностей, АГУ в национальном рейтинге Интерфакса в 2021 году занял 55-е место среди вузов, осуществляющих подготовку по направлению «образование и педагогические науки». Причем с 2015 года, когда был введен этот рейтинг, мы значительно улучшили свои позиции, поднявшись с 96-го места.
Сохраняя накопленный опыт, мы продолжаем развивать научные исследования в сфере педагогики и психологии. В 2016 году на базе АГУ создан научный центр Российской академии образования, который принимает участие в координации научных исследований в сфере педагогики, психологии и других наук об образовании, проводимых научными и образовательными организациями в Адыгее, участвует в экспертизе их результатов, проводит научные исследования и способствует их внедрению. В частности, наши ученые изучают технологию формирования социально-личностной жизнеспособности подростков в образовательных организациях, работают над вопросами психолого-педагогического сопровождения обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
В рамках форума у меня состоялась рабочая встреча с президентом Российской академии образования Ольгой Васильевой. Она высоко оценила работу нашего научного центра РАО и предложила сотрудничество в сфере разработки и сопровождения программ дополнительного школьного образования, которые уже много лет активно ведутся нашими преподавателями на разных площадках: в РЕМШ, в региональном центре «Полярис-Адыгея», «IT-кубе», на базе Кавказского математического центра.
— Как будет осуществляться трансформация педагогического образования в АГУ?
— Преобразования образовательных программ будут осуществляться поэтапно. На первом этапе изменения будут касаться приоритетных для университета направлений, а к 2025 году положительный опыт предполагается тиражировать на все образовательные программы.
С 1 сентября 2021 года мы приступили к реализации пяти пилотных образовательных программ нового типа, по которым обучаются 78 студентов первого курса. Изменения коснулись программ по биологии, литературному творчеству, прикладной математике и информатике, математике, социальной педагогике.
Новые программы построены по модульному принципу, благодаря чему мы имеем возможность, меняя модули, трансформировать образовательную программу, индивидуализируя обучение студентов и учитывая запросы работодателей. Это делает образовательный процесс более гибким.
Кроме того, студенты пилотных программ проходят онлайн-курсы от наших партнеров: Высшей школы экономики и Института генетических ресурсов растений (ВИР). К примеру, студенты исторического факультета изучали цифровые технологии в истории, а биологи — введение в генетику. Сейчас все студенты новых образовательных программ проходят курс риторики.
Кстати, на форуме обсуждали необходимость унификации базовых компетенций для студентов всех вузов и включения дисциплин общей дидактики, основ физиологии, культуры речи, психологии. Мы это уже делаем на практике.
— Расскажите подробнее о проекте «Учитель математики будущего», который будет реализован в рамках программы «Приоритет-2030»?
— Мы недавно проводили конференцию учителей математики республики. На сегодняшний день в Адыгее не хватает 36 учителей математики, а средний возраст действующих педагогов составляет 47 лет. Молодых учителей крайне мало, их почти нет. И мы снова возвращаемся к вопросу мотивации школьников и студентов.
Проект «Учитель математики будущего» призван решить эту проблему и нацелен на подготовку учителей новой формации с широким кругом компетенций. Он предусматривает новый подход к обучению, который поможет трансформировать подготовку будущих педагогов. Сейчас он запущен в пилотном варианте, а с 1 сентября мы вплотную приступаем к подготовке студентов.
С первого курса в программу вводятся не только профильные предметы, но и курс актерского мастерства, психология, проектная деятельность, информационные технологии. Особое внимание уделяется развитию коммуникативных навыков. И буквально с первых месяцев учебы студенты ходят в школу, нарабатывают практику.
Программа построена очень интересно, и мы надеемся, что нам удастся сформировать мотивацию к педагогическому труду. Мы привлекаем ведущих в стране педагогов-математиков, профессионалов высокого класса. Они выразили желание и дали согласие работать в проекте, считая его очень важным. К преподаванию непрофильных дисциплин мы также привлекаем лучших в своем деле. К примеру, курс актерского мастерства ведет народный артист России и Адыгеи Мурат Кукан.
— По данным мониторинга, проведенного учеными РАО, более трети российских педагогов испытывают недостаток цифровых компетенций. Как АГУ планирует решать эту проблему?
— Мы разработали стратегический проект «Южно-Российская научно-образовательная инициатива «Математика: новый взгляд», в рамках которого будет создан консорциум из ведущих университетов юга России и некоторых ведущих университетов страны с привлечением индустриальных партнеров и систем образования некоторых регионов.
В АГУ при участии МФТИ, университета «Сириус» и компании «Яндекс» разрабатывается новая бакалаврская образовательная программа по искусственному интеллекту в математическом и IT-образовании.
Обучение будет проходить на базе двух вузов — МФТИ и АГУ, а компания «Яндекс» станет площадкой для апробации студенческих и исследовательских проектов. Первый прием на совместную образовательную программу пройдет в 2022 году.
Открытие новой программы связано с технологиями искусственного интеллекта и машинного обучения, которые могут применяться в педагогике и образовании.
В процессе обучения студенты получат фундаментальную подготовку по математике и информатике и уникальные психолого-педагогические компетенции: смогут учитывать в работе принципы организационных схем и сценариев педагогического дизайна, разрабатывать методики применения цифровых продуктов в образовании и т.д.
— Дауд Казбекович, последний вопрос: каким вы видите учителя будущего?
— Я уверен, что ни искусственный интеллект, ни дистанционное обучение не смогут в ближайшее время, да и в удаленной перспективе заменить учителя. Профессия педагога была, есть и останется одной из важнейших. Но, конечно же, учитель настоящего и тем более будущего должен владеть современными технологиями как в области педагогики и психологии, так и в сфере искусственного интеллекта.
Источник: Советская Адыгея