карта сайта

Раскрыть все уровни
Главный Корпус

ул. Первомайская, 208

(8772) 570273, (8772) 571172

Пн–Сб 08:30–17:00
Перерыв 12:30–13:00
Карта зданий
Главный Корпус

(8772) 570273

adsu@adygnet.ru
Пресс-служба

(8772) 570273

ixt@adygnet.ru
Личный кабинет
Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Итоги года работы Адыгейского госуниверситета и задачи на будущее обсудили на предпраздничном заседании Ученого совета

Образование Наука Приоритет 2030

IMG_8701.jpg

Заседание Ученого совета прошло накануне в Концертном зале главного корпуса. Основным докладчиком выступил ректор АГУ Дауд Мамий. Самое важное представляем в материале. 

Реализация программы развития: итоги работы за 2023 год и планы на 2024 год

Одним из основных результатов 2023 года Дауд Мамий назвал второе место университета среди 56 вузов-получателей базовой части гранта программы академического и стратегического лидерства «Приоритет 2030» и вхождение в ТОП-50 вузов страны, участвующих в программе. По итогам отчета и защиты финансирование АГУ по ней будет увеличено на 26 млн. рублей и составит на следующий год 126 млн. рублей. 


слайд 1.JPG

Новые перспективы

АГУ примет участие в работе центра Искусственного интеллекта.  

В России три значимых проекта федерального уровня, в которых участвуют университеты:  это две программы, поддерживаемые Министерством науки и высшего образования РФ («Приоритет 2030» и «Передовые инженерные школы»), и программа по поддержке центров искусственного интеллекта, отбор в которую ведется Аналитическим центром Правительства РФ и Министерством экономического развития России.

В рамках этой программы в 2021 году было отобраны 6 ведущих университетов страны, на базе которой были созданы и эти центры искусственного интеллекта. 

В этом году был объявлен конкурс на вторую волну для создания ещё 6 центров. 

В ходе визита в Адыгею в октябре 2023 года вице-премьер Дмитрий Чернышенко побывал в Республиканской естественно-математической школе. Ректор АГУ и научный руководитель РЕМШ Дауд Мамий рассказал ему о том, чем занимается университет в области искусственного интеллекта. По итогам визита было поручение подключить университет к деятельности центров ИИ.

Основная заявка принадлежит коллегам из Самары. Одно из требований заявки - наличие университетов-партнёров. Такими партнёрами стали Адыгейский государственный университет, университет «Сколтех» и Институт проблем передачи информации РАН. Индустриальными партнерами в этой команде выступили «Сбер» и компания «Транспорт будущего». 

Заявка готовилась несколько месяцев. От АГУ в подготовке участвовал заведующий кафедрой прикладной математики, информационных технологий и информационной безопасности АГУ Марат Алиев и группа его коллег. Накануне Ученого совета были подведены итоги конкурса, заявка вошла в число шести победителей. 

Центр создается на три года и финансирование той части центра, которая будет работать на базе  Адыгейского государственного университета,  предполагается в размере 15 миллионов рублей в год.

- Я поздравляю всех, кто принял участие в подготовке этой заявки. Это очень серьезный и весомый результат, который безусловно может стать основой для развития в регионе технологий искусственного интеллекта, - сказал ректор. 


Поддержка новых территорий и участников СВО 

Мы живём в непростое время - время очень серьезных конфликтов и противостояния против нашей страны. И, конечно же, университет не может оставаться в стороне от этих процессов. Дауд Мамий рассказал, что в этом году вуз большое внимание уделял вопросам поддержки системы образования на новых территориях — в первую очередь, Донецкой и Луганской народных республик. Он показал, в каком состоянии находятся объекты образования, например, общежитие Донбасского государственного технического университета в городе Алчевске Луганской народной республики. Ректор лично был на новых территориях в августе, где принимал участие в круглом столе. Тогда с коллегами обсуждали, как можно было бы развивать инженерное образование в современных условиях. 

Адыгейскому госуниверситету удалось привлечь школьников, учителей и студентов этих регионов в несколько своих проектов.    

слайд 2.JPG

Университет немало сделал и для того, чтобы помогать и военнослужащим и их семьям в материальном плане, чтобы снимать финансовую нагрузку. Так студенты - участники СВО переводятся с платной на бюджетную форму обучения. Проводится доплата по 5 000 руб. ежемесячно студентам бюджетной формы — родственникам участников СВО. Введена скидка 50% на обучение родственникам участников СВО. Участникам спецоперации и их родственники бесплатно предоставляется жилье в общежитии. 

Студенты и сотрудники вуза участвуют в патриотических и благотворительных акциях. Очень большая работа ведётся в Майкопском гуманитарно-техническом колледже АГУ, где ребята шьют обмундирование и работают в качестве волонтеров.

- В этой сложной ситуации университет должен быть активным участникам этих процессов, и помогать во всём, в чём он может помогать военнослужащим, - добавил Дауд Мамий. 


Подробнее о «Приоритете 2030» 

В 2023 году фокус в деятельности университета начал смещаться в сторону региона.

Это одна из задач, которая стоит в перед Приоритетом. Здесь очень важно, чтобы университет смог стать центром - интегратором, который привлекает индустриальные партнеры в регион. В этом вузу удалось сделать качественный шаг вперед. 

- Количество привлеченных средств от индустриальных партнеров увеличилось в 2,6-х раза. Но на самом деле здесь важные не суммы. Важно то, что у нас стало получаться говорить с ними на одном языке, слышать их запросы, а им понимать нас. И это создает на мой взгляд, хорошие перспективы, чтобы расширять сотрудничество с крупными компаниями, - отметил ректор.

слайд 3.JPG

В каждом из трех стратегических проектов: «Яблоневая долина», «Математика - новый взгляд» и «Адыгея - территория здоровья», - произошли существенные подвижки, что обеспечило очень высокую оценку комиссии по итогам реализации программы  «Приоритет 2030».

Стратегический проект “Математика - новый взгляд”

Изначально, когда АГУ заходил в программу, “Математика - новый взгляд” - был единственным стратегический проектом. Его идея была в том, что в вузе есть компетенции в этой области, которые можно развивать и превращать в то, что может быть полезно для университета. Но сегодня обострилась одна ключевая проблема - это дефицит педагогических кадров - как в регионе, так и в стране. 

слайд 4.JPGЕсли говорить о математике, то 88% регионов в Российской Федерации страдают от нехватки учителей математики. На самом деле, ситуация похожа и по другим предметам. Поэтому в этом году АГУ  вместе с партнером - компанией “Школково” запустил проект “Педагогический десант”. Его участники - студенты старших курсов или выпускники университета, желающие работать в сельской местности. При устройстве на работу в сельскую школу, они получают 100% доплаты к зарплате от компании “Школково”. 

При этом в течение года молодые специалисты имеют возможность повышать уровень квалификации при поддержке наших педагогов и сотрудников компании “Школково” на цифровой образовательной платформе. И если они успешно занимаются и работают, то через два года им предлагается двухлетний контракт, по которому при условии продолжения работы в школе, они будут получать высокую зарплату - около 2-3 средних зарплат по региону. 

слайд 5.JPG- Такого опыта сегодня в стране нет нигде. Это пилотный проект. Но в случае, если он получился, - а я думаю, что он получился обязательно, - его можно развивать на другие регионы. И сегодня у меня был разговор с компанией “Еврохим”, которая предлагает некий похожий проект для регионов присутствия Еврохима. Идея в том, чтобы этот проект курировал Адыгейский госуниверситет, - рассказал Дауд Мамий.

Университет запустил программу ДПО для студентов “Математический талант и математическое образование", в которой обучаются представители семи университетов  Юга России. Задача этой программы в том, чтобы готовить студентов для работы со школьниками. 

Серьезный резонанс вызвал новый проект этого года - Телеграм-бот “Вопросы математики”. Он создавался командой высококвалифицированных преподавателей

АГУ и приглашенных специалистов. Руководит проектом Кирилл Сухов - главный тренер сборной России по олимпиадной математике. Проект ориентирован на то, чтобы детей даже в тех районах, где нет возможности учиться у квалифицированных учителей, с нуля поднимать до базового уровня,на котором дальше они могли бы более серьезно заниматься математикой. 


Стратегический проект “Адыгея - территория здоровья”

Занимайся проблемой во взаимодействием с регионами, ученые университета выявили проблему. По ожидаемой продолжительности жизни Адыгея занимает 12 место в стране, что можно считать неплохим показателем. Но по ожидаемой продолжительности здоровой жизни, что оценивается ощущениями населения, регион находимся аж на 81-м месте.

- То есть, очень существенный разрыв по самоощущениям людей. И вот эта задача, которая, нам кажется, посильна, чтобы ей мог заниматься университет в разных аспектах для того, чтобы изменить это восприятие. И здесь целый ряд проектов был в этом году запущен. Некоторые из них являются, по сути, пилотными и впервые реализуются со в стране, - объяснил докладчик. 

слайд 6.JPG

Проект “Тридцатка с математикой”.  Это переход по легендарному 30-му маршруту через горы к морю. Поход сопровождается изначальной трехдневной школой в Адыгее и потом в двухдневной школой в университете “Сириус”. 

- Это впервые был проект реализован. По сути, это проект не про математику, в про  научный туризм. Мне кажется, что она оказалась очень интригующей. Сегодня уже по целому ряду других предметных направлений есть желание запустить такой проект, и он работает на имидж университета, - сказал Дауд Мамий.

Интересными и перспективными назвал ректор начавшиеся исследования вуза в спорте. Здесь у  есть возможность развивать это направление в нескольких видах спорта - в велосипедном спорте, настольном теннисе, волейболе, в дзюдо, - и стать в этом лидерами в стране.

Очень важной отмечена тема исследования профессионального выгорания учителей. 

- Проведена  довольно серьёзная работа нашими коллегами. И мы, опять же, выходим на уровень серьезных результатов и публикаций в этом направлении, - считает ректор.

Проекты Хакатон “Другой Майкоп” и “Эко-ход 01” были связаны с экологией и туризмом. Дауд Мамий отметил их важность для позиционирования вуза как центра, который генерирует идеи экологических и туристических направленности.


Стратегический проект “Яблоневая долина”

Проект призван решить проблему, которая на сегодня ярко высвечена. Регион находится на 16-м месте в стране по индексу в инвестиционного климатах, однако по уровню научно-технологического развития только на 73-й позиции. А это показатель, который сегодня становится одним из центральных. Это означает то, что в регион заходят компании, потому что здесь созданы комфортные условия для этого, однако они недостаточно привлекательны для развития здесь высоких технологий. 

слайд 7.JPG

- Вот как сделать так, чтобы именно технологичные компаний, например, из сферы ИТ, здесь было бы интересно работать - это задача “Яблоневой долины”. И как раз то, что мы будем частью центра искусственного интеллекта будет работать на ее решение, - рассказал Дауд Маймий.

АГУ запустил несколько проектов вместе с индустриальными партнерами. В качестве примера ректор назвал прошедшую в этом году “Школу системных аналитиков”, которая была сделана по заказу и на средства “Совкомбанка”. 

- По оценкам сотрудников “Совкомбанка”, это была лучшая образовательная программа за все время взаимодействия с университетами, - поделился ректор. - Фактически из 42 ребят, прошедших через эту школу (студенты АГУ, ЮФУ и кубанских вузов), 43% выпускников оказались трудоустроены в компанию. Это очень высокий показатель. И что для нас особенно приятно, после этой школы “Совкомбанк” принял решение открыть в Майкопе ИТ- офис. Именно это нужно региону, чтобы сюда заходили ИТ компании.       

Кроме того началось сотрудничество с Московским коммерческим банком. По его инициативе была профинансировано участие в Международной Битве Роботов совместной команды Адыгейского государственного и Кубанского государственного университетов. 

В этом году в АГУ создали Лабораторию математических методов в области точного земледелия и биотехнологий. Команда лаборатории уже опубликовала две статьи в научных изданиях, совместно с «Федеральным научным центром биологической защиты растений» разработала программный модуль для цифровой коллекции средств биологической защиты,совместно с ВИР, Институтом цитологии и генетики СО РАН, Нижегородским ГУ, Сибирским федеральным научным центром агробиотехнологий РАН, ООО «Феномика»составила образовательный модуль для интенсива «Летняя школа по феномике растений». Но основным результатом работы этой лаборатории Дауд Мамий назвал выигранный грант по созданию центра искусственного интеллекта с участием АГУ.

 Ректор рассказал и о результатах для университета от общения с Дмитрией Ченышенко и Германом Грефом. 

- После их визита у нас возникли очень активные контакты со “Сбером”, и сегодня мы рассматриваем несколько направлений взаимодействия - это искусственный интеллект в образовании, возможность открыть магистерскую программу, финансируемую “Сбером”, и возможность введения стипендиальной программы преподавателям и студентам, а также очень их интересует программа СПО, - рассказал докладчик.


Кластерные проекты

В АГУ возникает пространство кластеров, в каждом из них возникают кластерные проекты научной направленности. Ректор особо отметил такой проект - этноязыковой лагерь “Адыгленд”, в который вкладывается много сил. Он является чрезвычайно важным, потому что направлен на сохранения языка и развитие культуры. слайд 9.JPG

- Очень важно, что мы стали регулярно проводить смены этноязыкового лагеря для школьников на базе “Горная легенда”. И важно, что на эту идею откликаются индустриальные партнеры. В этом году “Адыгленд” был полностью профинансирован  компанией “Школково”, которая в принципе никакого отношения в Адыгее не имеет по своему происхождения, но сама идея сохранения языка, развития культуры ее руководству очень близка, - отметил Дауд Мамий. 

Экспертиза работы по программе “Приоритет 2030”. 

Для реализации задач программы развития “Приоритет 2030” в вузе создали экспертный совет, который провел ряд аналитических сессий. Деятельность университета также периодически оценивалась экспертами Социотцентра, который является оператором этого процесса.

В июне была проектная аналитическая сессия Социотцентра, которая проводилась экспертами и в нем принимали участие 55 сотрудников АГУ. 


Политики

слайд 8.JPG

Дауд Мамий представил подробный отчет по политикам университета, отдельно остановившись на контингенте. Важный показатель - это динамика числа обучающихся на очной форме. Она была отрицательной в 2021-2022 году в основном из-за снижения числа иностранных студентов. В этом году удалось выровнять ситуацию - в итоге в АГУ больше 4 тысяч студентов и вуз рассчитывает на перспективу дальнейшего роста. 

   

Что касается динамики набора, то ректор проанализировал основной показатель - это контрольные цифры приема (КЦП). Оно было в районе 800 мест. На 2024 год вуз добился существенного увеличения цифр - почти 900. Положительной становится  динамика коммерческого набора, где также действовал общий отрицательный тренд из-за санкций и уходя иностранных учащихся. Выравнивание произошло из-за привлечения студентов из других российских регионов. В рамках прошедшей приемной кампании в АГУ поступили ребята из 46 регионов России.

В СПО есть тенденция к сокращению количества бюджетных мест, но с другой стороны удается набирать достаточно много учащихся на платной основе.


Образовательная политика

В АГУ вводились образовательные программы и курсы на конкурсной основе (элективы), пилотные образовательные программы.  Здесь вуз реализует то, что было заложено программой развития 2021 годов и потом перешло в программу “Приоритет 2030”. АГУ последовательно старается внедрять в учебный процесс разные технологии, в том числе и онлайн. И тут важно, что университет имеет  возможности не только приобретать, но и создавать собственные курсы. 

- У нас для этого имеются все технические возможности. У нас в 2022 году было разработано два онлайн-курса. В этом году созданы три команды, которые разрабатывают и записывают еще три курса, - отметил ректор.  

Важная составляющая образовательной политики - система дополнительного профессионально образования, потому что она может принести университету прибыль и расширять возможности для студентов к формированию дополнительных квалификации. Здесь вуз идет двумя путями - с одной стороны, АГУ расширяет линейку платных образовательных программ, а с другой стороны, разрабатывает образовательные модули и программы, которые позволяют получать легендом вторую квалификацию. Это дает результат. Если в 2021 году вуз заработал на ДПО 6,5 миллионов рублей, то в этом году эта цифра выросла до 15 миллионов рублей.

Кроме того, сотрудники университета имели возможность преподавать программы в рамках Национальных проектов “Демография” и “Цифровая экономика”. Это программы “Код будущего” и “Содействие занятости”. Вуз получает средства на это от операторов проекта. 

Еще один проект - “Цифровая кафедра”. Это составляющая “Приоритета 2030”. Это очень важная составляющая, потому ее показатели серьёзно оцениваются. И в этом году АГУ обучил 426 ребят, а в 2023-2024 году принял на обучение ещё 776 ребят. Причем особенность образовательных программ “Цифровой кафедры” в том, что они реализуются университетами вместе с индустриальными партнерами. Кроме того,  обучаются на кафедре не только студенты нашего университета, но и вузов- партнёров. Ими являются Кубанский государственный университет и Майкопский государственный технологический университет, и других университетов юга России (около 40 вузов). 


Международное сотрудничество

Международное сотрудничество сегодня - это очень сложное направление. Привлекать студентов из-за рубежа становится сложнее из-за осложнившейся транспортной доступности на юг России и вследствие внешнеполитической обстановки. Однако вуз искал новые способы расширения партнерских связей.  

слайд 10.JPGВ этом году дал положительный результат проект, стартовавший в  2019-м году - это проект сетевой образовательной программы студентов Узбекистана, которые обучались сразу в двух вузах - АГУ и Узбекском государственном университете мировых языков. Первые 44 студента завершили обучение, успешно защитили выпускные квалификационные работы и получили дипломы. 

Развивается академическая мобильность. Два студента из-за Дюздже и три студента Денауского университета предпринимательства и педагогики находились в АГУ. 

Адыгейский госуниверситет расширяет сеть контактов в новых направлениях - это страны Персидского залива и ОАЭ. С Университетом Шарджи (ОАЭ) подписан договор, который ректор оценил как перспективный, так как в АГУ есть идеи и предложения, которые могут быть интересными партнерам. Активно развивались отношения с  Арменией и Африкой. 

- Везде, где есть возможность, мы стараемся сейчас заводить партнерские отношения.  И сетевые совместные образовательные программы сегодня -  это, наверное, один из таких наиболее перспективных путей для организации международных связей в образовании, - заключил Дауд Мамий. 


Академическая мобильность

АГУ продолжал создавать возможность для мобильности преподавателей. Впервые была в этом году реализовано такая программа, как Межвузовская школа руководителей образовательных программ, которая проводилась совместно с Балтийским федеральным университетом и Санкт-Петербургским государственным электротехническим университетом «ЛЭТИ» имени В.И. Ульянова. В ней прошли обучение 25 преподавателей нашего университета. АГУ являлся соорганизатором программы.


Научная политика

Важным показателем в оценке научной политики является финансирование НИОКР. Особенно показатели поддержки в рамках “Приоритета 2030”. И в новом году университеты, получая бюджетное средство на науку, должны ровно в таком же количестве находить внебюджетные средства индустриальных партнеров, поэтому очень важно научиться говорить с индустриальными партнерами на понятном для них языке и научиться получать финансирование на научные исследования. слайд 11.JPG

- Это очень непростая задача. Мы в этом году начали сотрудничать с компанией “Прогресс Агро”, была открыта магистерская программа для этой компании. Она финансируется ими, причем стоимость обучения одного студента -  400 тысяч рублей в год. Задача - готовить специалистов, способных заниматься наукой в этой компании. Это конкретная задача, мы выполняем ее совместно с ВИР, она идет как сетевая с Высшей школой экономики. Это такой первый эксперимент, который может получиться вполне удачным. И сейчас мы обсуждаем такую же программу с компанией Яндекс. Она готова профинансировать магистерскую программу в АГУ, и в новом году, я надеюсь, она будет одобрена, - рассказал ректор. 

Он отметил, что переговоры ведутся и со “Сбером”. 


Научно-исследовательская политика

В этом году был открыт диссертационный совет по дисциплине  “Физическая культура и профессиональная физическая подготовка (педагогические науки) и “Теория и методика спорта (педагогические науки)”, выигран грант на исследование «Потенциал брендинга регионов в укреплении российской национальной идентичности: традиции и инновации» и на проект «Построение эффективной энергетической системы с использованием возобновляемой энергии». 

Университет по традиции является площадкой для проведения большого количества значимых конференций российского и международного уровня. Самая крупная  - это Третья конференция математических центров России. На ней было 248 очных участников из 42 университетов и 16 математических центров. Такие конференции создают потенциальные возможности для сотрудничества. По сути, итогом проведения конференции и визита Германа Грефа в Адыгею для вуза стал договор между университетом и исследовательским институтом искусственного интеллекта AIRI,  который поддерживается “Сбером”.  

В этом году активно работала запущенна Лаборатория экспериментальной лингвистики. Это совместный проект АГУ и ВШЭ. Ректор назвал это направление чрезвычайно важным, потому что оно направлено на развитие исследования в области адыгейского языка, билингвизма с одной стороны, а с другой стороны, используется в современных медицинских технологиях.  


Вовлечение молодежи в науку

Вуз расширял механизмы вовлечения молодежи в науку. В рамках федерального  проекта “Наука и университеты” второй год работала молодёжная лаборатория возобновляемых источников энергии. Проект финансировался уже в 2-ой год (по 17 млн в год). И здесь есть уже результаты, научные публикации и новые перспективы для дальнейшего развития сотрудничества с ведущими научными центрами.

слайд 12.JPG

Летний методологический университет прошел в 20й раз. В этом году впервые в нём принимали участие ребята из ЛНР и ДНР. 

- На самом деле я считаю, что это чрезвычайно важно, что нам удается ребят из этих регионов встраивать в наше образовательное пространство. Это очень благое дело. Также мы провели Школу молодого социолога и другие традиционные сезонные школы для студентов и школьников. Школа по феномике растений уже сегодня становится вот такой важной составляющей летней программы университета, - рассказал Дауд Мамий. 

Впервые команда АГУ и КубГУ приняла участие в международной Битве роботов, при поддержке Московского кредитного банка. Кроме того, в этом году студенты Адыгейского госуниверситета в седьмой раз вышли в полуфинал Чемпионата мира по  программированию - это стабильно высокие результаты. Традиционно наши ребята успешно выступают в ряд научной конференции.

слайд 13.JPG

Важный проект, который был запущен в этом году - это ресурсный центр по физике. Это проект Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения РФ. Оператором его является Московский физико-технический институт. Идея в том, что на базе четырех научно-образовательных центров создаются ресурсные центры. Это Московский университет, МИФИ, Курчатовский институт и Адыгейский государственный университет. 

В течение нескольких лет они будут получать финансирование для того, чтобы поднимать уровень учителей физики и способствовать тому, чтобы ЕГЭ по физике сдавало больше количество детей. В этом году вуз получил на эту задачу 4 миллиона рублей по госзаданию.

слайд 14.JPG

В вузе прошло большое количество проектов для школьников и крупных образовательных мероприятий для детей в разных направлениях. Особо отмечен  Адыгэ диктант, который был придуман в университете и стал традиционным. Университет участвовал и в федеральных проектах.  слайд 15.JPG


Молодёжная политика

В молодежной политике выделен ряд ключевых направлений. В вузе развивают студенческие движения, поддерживают новые объединения, которые возникают. При этом ребята регулярно стали выигрывать гранты.

- В этом году отрадно отметить, что трое наших студентов выиграли гранты как физические лица. Они сами придумали и реализовали интересные проекты, - отметил ректор. 

АГУ увеличивает количество заявок на участке в разных федеральных конкурсах, проектах, грантах, касающихся молодёжной политики, что свидетельствует о росте активности студентов. 

Большая работа ведётся по трудоустройств студентов. Здесь есть несколько важных проектов, которые делаются в том числе и с партнерами. Это Школа системных аналитиков, ярмарка вакансий, дни карьеры на факультетах - все это увеличивает количество работодателей, которые заходят в университет. 

Совершенствуется система адаптации студентов к университетской среде. И ещё один проект, который был в этом году запущен в университете - это региональный координационный центр вопросам формирования у молодежи активной гражданской позиции, предупреждения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, противодействия идеологии терроризма и профилактики экстремизма. Он создан Министерском науки и высшего образования РФ. АГУ являемся площадкой и вузом, который реализует его задачи. Он финансируется Минобром и работает на регион в целом.

Активно продолжается продвижение спорта среди молодёжи, в том числе и спорт высоких достижений. Команда “Фишт АГУ”, которая поддерживается университетом, в этом году занял второе место в командном чемпионате по настольному теннису в суперлиги ФНТР.  Кроме того, вуз начал возрождать футбол. Футбольный клуб АГУ  принимал участие в Чемпионате республике по футболу на приз главы региона и в кубке республики по футболу на приз Госсовета-Хасэ Адыгеи. Сейчас участвует в зимнем первенстве. Студенты также успешно выступали и по другим видам спорта. 


Цифровая трансформация и общее позиционирование

Университет продолжал заниматься формированием единой цифровой среды и участвовал в ряде экспертных площадок, к примеру АГУ привлекается для разработки единого портала образования. 

Вуз много усилий приложил для позиционирования университета в российском образовательном, научном, культурном и информационном пространстве. 


МГГТК АГУ стал участником федеральной грантовой программы «Профессионалитет», в партнерстве с МГУ им. Ломоносова создан научно-образовательный консорциум «Вернадский - Республика Адыгея», АГУ при этом стал опорным вузом. Адыгейский государственный университет вступил в ассоциацию «Экспорт технологического суверенитета». В АГУ провели II Международный литературный конкурс произведений для детей имени Киримизе Жанэ и издали книги победителей первого сезона конкурса. Это важно для возрождения детской литературы, отвечающей задачам культурного развития подрастающего поколения. 

В 2023 году новости об АГУ были опубликованы в СМИ 72 регионов РФ. Индекс цитирования вырос в два раза – СМИ в 2762 публикациях в качестве источника информации указывают пресс-службу университета. Медиаиндекс (оценивает качество контента по трем параметрам — Индекс цитируемости, Позитив/негатив, Заметность) вырос на 28% (14,631 тыс.). Аудитория сообщений с упоминанием университета в социальных сетях составляет 7,3 млн. пользователей.


Индекс прямой речи вырос от 14 в 2022 году до 29 в 2023 году, охват по публикациям в СМИ вырос более чем в 2 раза.

Задачи на 2024 год

Важная часть работы в новом году будет связана с участием в исследованиях центра по развитию искусственного интеллекта в рамках проекта под руководством Самарского университета им.Королева. Ученые АГУ будут отвечает за разработку инновационных решений в области мониторинга и оценки стоимости с/х полей, прогноза урожайности, выявления аномальных отклонений, оптимизации процессов посева, удобрения и сбора урожая. Исследования будет проводить Лаборатория математических методов в области точного земледелия и биотехнологий АГУ.

Среди основных задач - обеспечение качества образовательных программ и их  привлекательность для абитуриентов, потому что это напрямую влияет на контрольные цифры приема. Ректор назвал важным обеспечить новый уровень взаимодействий коммуникации с регионом, так как это сегодня один из основных принципов работы в образовании и науке.

- Формирование исследовательской повестки должно быть привязано к региону и тем задачам, которые он ставит. Мы многое делаем в этом плане, развивая стратегические проекты. И тут также очень важная задача по привлечению инвестиций индустриальных партнеров, - рассказал Дауд Мамий. 

Он показал слайд того, что могло бы быть в регионе при условии развития проектов университета в сфере искусственного интеллекта. Среди проектов есть те, кто никто никогда не делал. Например, “Алиса-педагог-психолог”. 

слайд 16.JPG

Это проект создания виртуального помощника ребенку, которая помогала бы ему в учёбе и в борьбе со сложностями, которые могут возникать и формировать у ребенка психологический дискомфорт. 

- Я общался с рядом очень известных людей в области психологии  и искусственного интеллекта. Все говорят, что это интересный проект. Я думаю, что он будет действительно очень успешным, - рассказал ректор. 

В слайде отражены перспективы исследования в сфере агротехнологий и экспериментальной лингвистики. Кроме того, сегодня у вуза намечается интересное сотрудничество с Институтом систем программирования РАН по созданию голосового помощника на адыгейском языке. 

- Технологии искусственного интеллекта мы можем направить на интересы региона - сельское хозяйство,  язык, и система образования. Это то, в чем мы, в принципе, имеем сильные компетенции, - заключил ректор. 

Это все может помочь вузу решить большую задачу - войти в специальный трек программы «Приоритет 2030» «Территориальное лидерство». 

И последним проектом, которым команда университета планирует заниматься в 2024 году - это проект “Сердцем в Адыгее”. Он будет опираться на выпускников и участников проектов АГУ, которые хотят помогать и участвовать в развитии любимого вуза. 

В завершении Ученого совета Дауд Мамий поблагодарил всех сотрудников и студентов за достигнутые результаты и поздравил с наступающим Новым годом. 

Ближайшие события

Круглый стол «Искусственный интеллект и будущее высшего образования: пересечение технологий и образовательных практик»
7 Мая
Круглый стол «Искусственный интеллект и будущее высшего образования: пересечение технологий и образовательных практик»
7 мая в 15:00 в конференц-зале Кавказского математического центра АГУ (Дворец спорта «Якуб Коблев», 9 этаж) Департамент образовательной политики АГУ проведет круглый стол на тему: «Искусственный интеллект и будущее высшего образования: пересечение технологий и образовательных практик». Участники обсудят ренды в сфере искусственного интеллекта и высшего образования.
ХI Всероссийская научно-практическая конференция «Экономика и управление в современных условиях: проблемы и перспективы»
31 мая
ХI Всероссийская научно-практическая конференция «Экономика и управление в современных условиях: проблемы и перспективы»
Адыгейский государственный университет приглашает принять участие в ХI Всероссийской научно-практической конференции «Экономика и управление в современных условиях: проблемы и перспективы».
Код будущего
Код будущего
Приглашаем учеников 8-11 классов бесплатно обучиться современным языкам программирования на курсах на базе образовательной площадки Адыгейского государственного университета.
Science Slam
Science Slam
Не знаете, как выступить перед публикой со своей темой?

Думаете, что она слишком сложная и никому не будет интересна?

Тогда Вам на помощь придёт Science Slam!

Science Slam – это новое модное направление популяризации науки – битва ученых.