карта сайта

Раскрыть все уровни
Главный Корпус

ул. Первомайская, 208

(8772) 570273, (8772) 571172

Пн–Сб 08:30–17:00
Перерыв 12:30–13:00
Карта зданий
Главный Корпус

(8772) 570273

adsu@adygnet.ru
Пресс-служба

(8772) 570273

ixt@adygnet.ru
Личный кабинет
Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Режим сотрудничества активирован. Интервью с представителем делегации УзГУМЯ М.Ч. Алиевым

Событие Республика

eNWoRzstTcA.jpg

Ноябрь в этом году выдался по-дружески тёплым и насыщенным событиями, встречами и проектами. Одна из таких встреч представителей двух университетов – АГУ и УзГУМЯ – прошла в конференц-зале Научной библиотеки АГУ 27 ноября.

За круглым столом обе делегации обменивались вопросами, мнениями, шутками, прорабатывая линии и стратегии взаимовыгодного сотрудничества двух alma mater.

Алиев Мухаммаджон Чориевич, заведующий кафедрой современных информационных технологий Узбекского государственного университета мировых языков побеседовал с нами, ответив на наши вопросы. О том, как сроки связаны с навыками, высшее образование с бизнесом, а наука с поэзией, читайте в нашем интервью.

- Система школьного и высшего образования в Узбекистане в плане дисциплины и организационных вопросов намного жёстче, чем в России. С чем это связано, на Ваш взгляд?

- Во-первых, сроки. Сроки и качество – для нас это определяющие моменты. Сама программа, концепция высшего образования в нашей стране кардинально меняется. Это происходит в два этапа. Если на первом этапе мы уделяли внимание созданию инфраструктуры, подготовке кадров и учебных ресурсов, то второй этап подразумевает  изменения в структуре народного (школьного) и в особенности высшего образования. В соответствии с концепцией программы, к 2030 году 50% наших выпускников должны учиться в вузах. То есть мы переходим к всеобщему высшему образованию. Университеты переходят на формат 3D – интеграция научной ресурсной базы и системы кредитно-модульного обучения в практическую деятельность. То есть если раньше мы спрашивали у выпускника, чему он научился и что он знает, то теперь наши вопросы ориентированы на практику – что он умеет делать, какую продукцию может выпускать.

IMG_1703.jpg

- Ваша система образования довольно молодая, однако в ней уже прослеживаются чёткие связи с бизнесом. Можно ли ее саму назвать бизнес-проектом?

- Да, можно сказать, что наша система образования – это бизнес. Мы переходим на кредитно-модульную систему и полный хозрасчёт. То есть университеты готовы сами себя обеспечивать, без контроля со стороны государства. Деньги будут направлены на укрепление научной и материально-технической базы. Мы работаем с партнерами, которые уже достигли значительных результатов в определённых сферах, работаем с их программами и сотрудниками. Для этого в Узбекистане создаются очень благоприятные условия. Например, заработная плата преподавателей вузов удваивается с каждым годом стажа. Это обеспечит создание конкурентной среды и с одной стороны снизит отток специалистов и привлечёт в наши учебные заведения профессионалов из других стран, готовых работать и зарабатывать. На сегодняшний день к нам с удовольствием приезжают преподаватели из России, Южной Кореи и других стран.

- Скажите, пожалуйста, мнение молодых специалистов в подготовке таких условий и программ учитывается?

- Естественно. Мнение молодежи – это пульс наших программ. Это поколение знает, чего хочет добиться. Мы со своей стороны предлагаем систему стимулов в образовании. Молодые люди могут заниматься научной деятельностью, могут выезжать заграницу – и для стажировки, и для постоянной работы. Эта система очень гибкая, что не может не радовать. Государство делает всё, чтобы молодые специалисты нашли для себя достойное место в жизни, а не только в сфере образования. Для молодежи открыты все пути.

- Российский и узбекский менталитет сильно отличаются друг от друга. А что у нас общего?

Здесь в Адыгее я впервые. Могу точно сказать, что в отношении менталитетов между адыгами и узбеками никакой разницы нет. Люди такие же доброжелательные, открытые, контактные. Мы очень похожи нашей порядочностью и культурностью – я здесь себя чувствую как у себя на родине. У нас разная погода, темп жизни, но если говорить об Адыгее, а не о России в целом – наверное, мы к вам ближе.

- Я читала, что Вы занимали должность ректора (Институт переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов системы народного образования имени А. Авлони). Сейчас Ваш функционал ближе к обязанностям менеджера руководящего звена. Помогает ли Вам предыдущий опыт?

- С 2002 по 2007 год я работал на этой должности – заведующим кафедрой. Потом работал в министерстве Народного образования, курировал науку, затем стал ректором. Мне всё время приходилось заниматься организационными вопросами, и вот тот опыт, который я приобрёл на предыдущих должностях, очень сильно помогает мне здесь. От заведующего кафедрой сейчас требуется системное и масштабное мышление, способность брать на себя риски в принятии решений и вести за собой коллектив. Моя работа имеет нечто общее с вожаком стаи, который первым протаптывает дорогу в снегу, а остальные идут по его следам. В такой работе и инициативе состоит моя задача, на мой взгляд.

IMG_7209.JPG

- Молодые люди сейчас получают образование в условиях междисциплинарности, на стыке нескольких предметов. Какими бы Вы хотели видеть молодых специалистов – потому что Вам предстоит с ними работать – и что бы Вы хотели им пожелать?

- Хороший вопрос. Всё новое в приграничных предметах и сферах деятельности, какую ни возьми в пример – это зоны наиболее перспективные, интересные, технологичные и практико-ориентированные. Они требуют от специалистов академических знаний сразу в нескольких областях. Я восхищаюсь своими предками – они смотрели на науку как на искусство. Свои великие открытия они записывали в стихотворной форме – то есть они были и поэтами тоже. Им удавалось передавать чёткость научных формулировок через образность языка. В настоящее время такая образовательная среда помогает молодым специалистам сформировать широкий кругозор, приобрести энциклопедические знания, академический склад ума – и это просто замечательно.

Видео-версию интервью можно просмотреть здесь.

Редакция сайта благодарит представителей делегации Узбекистана и руководство Адыгейского государственного университета за помощь в организации интервью.

Ближайшие события

Танцующий вуз
26 апреля
Танцующий вуз
На празднике можно будет посмотреть выступления творческих коллективов Центра культуры  АНУ и арт-академии "Арабеск" и танцевальный батл студентов АГУ!
Библионочь 2024
25 апреля
Библионочь 2024

Ежегодная акция «Библионочь» в России проходит уже в 13-й раз. Тема акции в этом году — «Читаем всей семьей». Организаторы акции «Библионочь» — Министерство культуры Российской Федерации,
Российская государственная библиотека, Российская государственная детская библиотека
и портал культурного наследия и традиций России «Культура.РФ».
Премьера документального фильма «Майкоп. Хроники уездного города»
25 апреля
Премьера документального фильма «Майкоп. Хроники уездного города»
Премьерный показ документального фильма «Майкоп. Хроники уездного города» пройдет в концертном зале Адыгейского государственного университета 25 апреля.

Тотальный диктант 2024
20 апреля
Тотальный диктант 2024
Акция состоится 20 апреля. Тотальный диктант примет участников в 680 городах 41 страны. Адыгейский государственный университет традиционно выступает главной площадкой Тотального диктанта в Майкопе, на базе университета будут организованы две площадки.
VII Всероссийская Олимпиада (с международным участием) по сервису, туризму и гостиничной деятельности
22 - 27 апреля
VII Всероссийская Олимпиада (с международным участием) по сервису, туризму и гостиничной деятельности
Адыгейский государственный университет приглашает студентов СПО и вузов, вне зависимости от направления и профиля обучения, а также учащихся 7-11 классов образовательных учреждений Адыгеи принять участие в VII Всероссийской Олимпиаде (с международным участием) по сервису, туризму и гостиничной деятельности.