Top.Mail.Ru

карта сайта

Раскрыть все уровни
Главный Корпус

ул. Первомайская, 208

(8772) 570273, (8772) 571172

Пн–Сб 08:30–17:00
Перерыв 12:30–13:00
Карта зданий
Главный Корпус

(8772) 570273

adsu@adygnet.ru
Пресс-служба

(8772) 570273

ixt@adygnet.ru
Личный кабинет

Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Завершила работу первая Кавказская школа по экспериментальным исследованиям и когнитивным наукам

Наука Приоритет 2030

5359808599599216345.jpg

На базе «Горная легенда» Адыгейского государственного университета завершилась первая Кавказская школа по экспериментальным исследованиям и когнитивным наукам. Она проходила в рамках реализации программы «Приоритет 2030» и была приурочена 85-летнему юбилею АГУ. Организаторами мероприятия выступили Лаборатория экспериментальной лингвистики АГУ, Центр языка и мозга и Центр социокультурных и этноязыковых исследований НИУ ВШЭ. 

Школа собрала более 50 участников — студентов, аспирантов и молодых исследователей из разных регионов России, а также слушателей и спикеров из Франции, Сербии, Китая, Турции, Казахстана и Узбекистана.

Основные направления школы включали билингвизм, психо- и нейролингвистику, клиническую лингвистику и языковую политику. Особое внимание было уделено экспериментальным методам исследования языкового разнообразия в цифровую эпоху и их применению в практике. В программу школы вошли лекции и мастер-классы сотрудников Центра языка и мозга и Центра социокультурных и этноязыковых исследований НИУ ВШЭ. Их совместная работа позволила создать насыщенное образовательное и исследовательское пространство, объединившее участников из разных регионов и научных направлений. 

Директор Центра языка и мозга НИУ ВШЭ Ольга Драгой рассказала о современных направлениях в экспериментальной лингвистике, о том, чем занимаются сегодня психо- и нейролингвистика, о передовых теориях, которые объясняют, как и где в мозге мы понимаем и порождаем речь.

Пониманию того, как устроен мозг и как в нем представлена речь, были посвящены лекции научного сотрудника Центра языка и мозга НИУ ВШЭ Татьяны Больгиной. Она рассказала о классической и современной теориях нейробиологии языка, отдельно обсудив нейрональную обработку на каждом из языковых уровней и механизмы чтения. Современные представления об организации мозга строятся на сетевом подходе. Речь не организована только в какой-то одной области или ограниченном наборе областей мозга, а задействует обширную сеть участков левого и правого полушарий, а также проводящих путей белого вещества.

Научный сотрудник Центра языка и мозга Ольга Буйволова представила участникам тему афазии — одного из самых изучаемых и при этом сложных нарушений речи. Она показала, как лингвистический подход позволяет точнее классифицировать типы афазии и разрабатывать на этой основе индивидуальные терапевтические методики. По мнению исследовательницы, в центре внимания нейронауки сегодня — переход от описательных схем к стандартизированным, проверяемым инструментам.

Исследования Центра языка и мозга охватывают все возрастные периоды, включая детство. Стажер-исследователь Центра Татьяна Еремичева провела курс по онтолингвистике, посвященный тому, как дети осваивают язык. Она обозначила четыре уровня речевого развития — фонологический, лексический, грамматический и коммуникативный — и рассказала, как дети осваивают чтение в более взрослом возрасте. Татьяна подчеркнула необходимость эффективной диагностики и гибкости подходов к оценке речевых навыков. Отдельное внимание исследовательница уделила развитию речи в условиях языкового многообразия.

—  На значение высказывания влияют контекст, намерения говорящего и социальные факторы. Однако невозможно понять, что значило некое сообщение в данной конкретной ситуации, не учитывая невербальную составляющую: из мимики, жестов и тона голоса говорящего понятно, как интерпретировать его сообщение или просьбу. Такая информация передается в первую очередь именно невербальными каналами, — считает научный сотрудник Центра языка и мозга НИУ ВШЭ Юлия Николаева

Она говорила о невербальной коммуникации и ее роли в повседневной речи, а также обратила внимание на устойчивые мифы, вроде широко распространенной идеи, что «только 7% информации передается словами». Эта цифра, как пояснила исследовательница, опирается на искаженные трактовки ранних психологических экспериментов и не подтверждается современными данными. 

Центр социокультурных и этноязыковых исследований факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ также стал соорганизатором школы. Его директор Мира Бергельсон и стажер-исследователь Мадина Каде на протяжении пяти дней знакомили участников школы с современными социокультурными теориями, особое внимание уделяя вопросам методологии исследования — опоре на широкий массив языковых данных и умение его анализировать. 

 —  Эффективный анализ этноязыковых ситуаций и адекватной им языковой политики должен опираться на интерпретацию собираемого исследователем материала. Если мы говорим о социолингвистических интервью, то здесь не обойтись без методов нарративного и дискурсивного анализа. Только так можно выявить глубинные ценности респондента, то, во что человек верит на самом деле. А все, что связано с понятием «родной язык», относится именно к ним, — уверена Мира Бергельсон.

Участники обсуждали, почему нельзя рассматривать язык вне его социокультурного контекста и как это понимание влияет на подходы к языковой политике в полиэтничных регионах.

Завершая работу школы, директор Центра языка и мозга Ольга Драгой обратила внимание слушателей на важность внедрения фундаментальных исследований в реальную практику, начиная от участия нейролингвистов в нейрохирургических операциях до применения в школах эффективных диагностических инструментов. Она представила некоторые прикладные разработки центра: «ЛексиМетр» — инструмент для оценки навыков чтения на русском языке у младших школьников, «КОРАБЛИК» — тест для диагностики речевого развития детей от 3 до 11 лет, «Дислектор» — программа, оценивающая с помощью искусственного интеллекта наличие и степень дислексии у школьников по данным движения глаз. Также Ольга Драгой рассказала о разработанных в центре инструментах, которые сегодня применяются для интраоперационного картирования мозга во время операций с пробуждением.

- В основе прикладных разработок, которыми занимается Центр языка и мозга, лежат три кита. Во-первых, это очень продуманная лингвистическая начинка. Во-вторых, все наши тесты соответствуют психометрическим критериям, и, в-третьих, линейка наших инструментов с каждым годом становится все более мультиязычной. Мы переводим и адаптируем наши разработки на разные языки, и одним из первых языков, на котором появились наши инструменты, стал адыгейский, — рассказала она.

Финальным событием школы стала сателлитная конференция «Экспериментальные исследования и когнитивные науки», на которой выступили специалисты из России, Европы и Азии. Конференция стала площадкой, где исследователи обсудили, как мозг формирует мышление, как искусственный интеллект учится у биологии и какие вызовы стоят перед языком в цифровую эпоху. Программа объединила как теоретические вопросы (например, как развиваются ритмы кортикальной активности у младенцев), так и прикладные кейсы — от изучения русских фразеологизмов до сохранения адыгейского языка в диаспоре.

— Сегодня мы изучаем особенности адыгейского языка и регионального языкового пространства, выходя в нейролингвистику и клиническую лингвистику — к строгому анализу связей между работой мозга и языком. Кавказская школа по экспериментальным исследованиям и когнитивным наукам — наш первый опыт в таком формате, и мы рассчитываем, что он станет доброй кавказской традицией. Она  открывает для лингвистов новые возможности: дает актуальные компетенции и расширяет профессиональный инструментарий. Уверена, что школа по экспериментальным исследованиям станет ядром консорциума вузов Юга России, создание которого мы сейчас обсуждаем. Интерес к языкам коренных народов России вписывается и в национальную, и в глобальную повестку, а многоязычный Кавказ — оптимальная площадка для задач экспериментальной лингвистики и социокультурных исследований, — уверена один из организаторов школы, руководитель Лаборатории экспериментальной лингвистики АГУ Сусанна Макерова. 



Ближайшие события

Круглый стол «Ценность памяти и современность»
20 ноября
Круглый стол «Ценность памяти и современность»
Приглашаем всех желающих принять участие в работе межуниверситетского круглого стола «Ценность памяти и современность»

Память — важнейшая составляющая культурной и личной идентичности человека. В современном мире, где прошлое и настоящее тесно переплетаются, особенно важно осмыслить роль памяти в формировании ценностей и общественного сознания.

Круглый стол состоится 20 ноября в конференц-зале КМЦ АГУ (Дворец спорта АГУ «Якуб Коблев», 9 этаж).

Начало в 15:00

Мероприятие приурочено к Всемирному дню философии. Организатором является кафедра философии и социологии АГУ.
Фестиваль-конкурс «Молодые таланты»
19 ноября
Фестиваль-конкурс «Молодые таланты»
Ищем молодые таланты среди студентов АГУ!

Если ты – студент первого или второго курса, умеешь петь, танцевать, играть на сцене или обладаешь уникальным талантом, то Фестиваль-конкурс «Молодые таланты» — это твоя возможность заявить о себе!

Уже не первый год фестиваль открывает новые таланты в университете и разжигает огонь творчества в начинающих артистах.

Когда: 19 ноября в 15:00
Где: Концертный зал АГУ

Можно попробовать проявить себя в различных номинациях, а именно:
Хореографическое искусство
Вокальное искусство
Театральное искусство
Оригинальный жанр

Контакт для уточнения информации: директор Центра культуры Лидия Коновалова: +7-909-471-82-29

Ждём вас!
 Соревнования по кибербезопасности «ARCTF 4»
21-22 ноября
Соревнования по кибербезопасности «ARCTF 4»
21-22 ноября в Адыгейском государственном университете будут проходить ежегодные соревнования по кибербезопасности «ARCTF 4». Мероприятие проводится в рамках программы «Приоритет 2030»

Цель соревнований – развитие сферы информационной безопасности в Республики Адыгея, обмен опытом и знаниями в сфере защиты информации, развитие культуры информационной безопасности и повышения практических навыков в этой области у студентов и школьников.

Команды будут решать общие задачи, подсчет баллов будет осуществляться в двух зачётах: школьный и студенческий. Хочешь попробовать себя в роли настоящего специалиста в области информационной безопасности? Тогда приглашаем принять участие в соревнованиях по кибербезопасности «ARCTF 4»! ARCTF (Adygheya Republic CTF) – это соревнования, проходящие в форме Task-Based CTF, где основная задача состоит в том, чтобы за 6 часов решить задания различных веток информационной безопасности, найти секретные данные («флаги»), сдать их и получить очки.

Будут представлены задания из 5 веток информационной безопасности: Reverse – классический реверс бинарных файлов Forensic – различные задания на расследование инцидентов и анализ образов и файлов Web – задания на веб-безопасности Osint – задания по поиску, выбору и сбору разведывательной информации из общедоступных источников Misc – данная ветка включала задания из различных направлений информационной безопасности, среди которых стеганография, программирование

К участию допускаются студенты очной формы обучения и школьники 6-11 классов, которые интересуются аналитикой, логически мыслят и знают математику на базовом уровне. Соревнование будет организовано в командах по 3 человека: можно прийти со своей командой или найти партнеров на месте.

Для участия необходимо пройти регистрацию до 19 ноября по ссылке.
Географический диктант - 2025
30 ноября
Географический диктант - 2025
Стартует прием заявок для участия в Географическом диктанте - 2025
Межвузовская олимпиада для студентов «Правовая система Республики Адыгея: история и современность»
21 ноября
Межвузовская олимпиада для студентов «Правовая система Республики Адыгея: история и современность»
Институт права Адыгейского государственного университета приглашает всех желающих принять участие в Межвузовской олимпиаде для студентов «Правовая система Республики Адыгея: история и современность», посвященной 35-летию образования Республики Адыгея.