Top.Mail.Ru

карта сайта

Раскрыть все уровни
Главный Корпус

ул. Первомайская, 208

(8772) 570273, (8772) 571172

Пн–Сб 08:30–17:00
Перерыв 12:30–13:00
Карта зданий
Главный Корпус

(8772) 570273

adsu@adygnet.ru
Пресс-служба

(8772) 570273

ixt@adygnet.ru
Личный кабинет

Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Методика организации самостоятельной работы учащихся при изучении химии в средней школе

Методика организации самостоятельной работы учащихся при изучении химии в средней школе

УДК 372.854

ББК 74.262.4

Е 42

Езлю Ф.Н., Саркисян Д.М.

ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»

 

Методика организации самостоятельной работы учащихся при изучении химии в средней школе

Аннотация. В статье представлена разработанная и апробированная методика организации самостоятельной работы учащихся 8 класса на уроках химии. Обоснована актуальность формирования учебной самостоятельности как одного из универсальных учебных действий в рамках требований ФГОС. Описана система заданий, направленных на активизацию познавательной деятельности и развитие исследовательских умений. Раскрыты методические приемы использования карточек, разноуровневых заданий, элементов проблемного и проектного обучения. Приведены результаты педагогического эксперимента, подтверждающие эффективность разработанной методики.

Ключевые слова. самостоятельная работа, химия, методика обучения, педагогический эксперимент, экспериментальный класс, контрольный класс.

 

Ezlu F.N., Sarkisyan D.M.

Adygea State University

The methodology of organizing students' independent work in studying chemistry in secondary school

Annotation. The article presents a developed and proven methodology for organizing independent work of 8th grade students in chemistry lessons. The relevance of the formation of educational independence as one of the universal educational actions within the framework of the requirements of the Federal State Educational Standard is substantiated. A system of tasks aimed at activating cognitive activity and developing research skills is described. Methodological techniques for using flashcards, multi-level assignments, and elements of problem-based and project-based learning are disclosed. The results of a pedagogical experiment confirming the effectiveness of the developed methodology are presented.

Keywords. independent work, chemistry, 8th grade, teaching methods, pedagogical experiment, experimental class, control class.

 

Современная система образования направлена не только на передачу знаний, но и на формирование универсальных учебных действий (УУД), включая самостоятельность как ключевую компетенцию учащегося [1]. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), школьник должен уметь самостоятельно ставить учебные цели, планировать и организовывать деятельность, оценивать и корректировать результаты. Однако практика показывает, что на уроках химии, особенно в 8 классе, учащиеся испытывают затруднения в освоении учебного материала без постоянной помощи учителя. Это связано с абстрактностью содержания, логической насыщенностью и сложностью химического языка [2].

В условиях традиционного преподавания химии самостоятельность учащихся часто остается формальной. Наблюдается преобладание репродуктивных заданий, а также недостаток времени и методических инструментов для развития исследовательских и аналитических умений [1,3]. При этом именно в 8 классе закладывается основа отношения школьников к предмету, а также формируется их способность к осмысленному и активному обучению.

Цель исследования: разработка и апробация методики организации самостоятельной работы учащихся 8 класса на уроках химии, направленной на развитие их учебной инициативы, критического мышления и мотивации к обучению.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать теоретические основы понятия «самостоятельная работа» в педагогике и её роль в обучении химии.
  2. Изучить существующие методические подходы к организации самостоятельной работы в средней школе.
  3. Разработать и апробировать содержательно-методический комплекс по организации самостоятельной работы учащихся 8 класса на уроках химии.
  4. Провести опытно-экспериментальную проверку эффективности предложенной методики.
  5. Оценить влияние самостоятельной работы на учебную мотивацию и успеваемость учащихся.

Для решения поставленных задач в процессе исследования использовались следующие методы: теоретические (анализ литературы, наблюдение, анкетирование); эмпирические (проведение педагогического эксперимента), статистические (количественный и качественный анализ результатов).

Эксперимент проводился на базе средней общеобразовательной школы МБОУ СОШ №3 г. Армавира в течение одного учебного полугодия. В эксперименте приняли участие учащиеся двух восьмых классов (условное обозначение: 8 «А» - экспериментальный класс и 8 «Б» - контрольный класс), по 25 человек в каждом.

Педагогический эксперимент проходил в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. На первом этапе использовался диагностический метод анкетирования учащихся, в ходе которого были определены исходные уровни сформированности навыков самостоятельной работы. Анкета включала в себя 5 вопросов, каждый из которых давал максимально 5 баллов.

Критерии оценивания:

Положительные ответы «да», «скорее да» оцениваются в 5 баллов, отрицательные ответы «нет», «скорее нет» оцениваются в 0 баллов.

30-35 баллов – высокий уровень самостоятельности

20-25 баллов – средний уровень самостоятельности

10-15 баллов – низкий уровень самостоятельности.

По результатам констатирующего этапа получены результаты, которые представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Уровень сформированности самостоятельной работы на констатирующем этапе.

Согласно предоставленным данным, в 8 "А" классе средний уровень сформированности самостоятельной работы составляет 58%, низкий уровень - 35%, а высокий уровень - 7%. В то же время, в 8 "Б" классе средний уровень составляет 56%, низкий уровень - 38%, а высокий уровень - 6%.

Высокий показатель низкого уровня в обоих классах говорит об отсутствии в методической практике достаточного количества научно обоснованных, апробированных и доступных для использования учителем методик, специально направленных на организацию самостоятельной работы на уроках химии.

В течение нескольких месяцев на формирующем этапе в экспериментальном классе проводились занятия по химии с включением элементов самостоятельной работы: карточки с заданиями разного уровня сложности, и проблемные и творческие задания. Задания различались уровнями сложности от базового к углубленному

Пример карточек заданий:

Карточка 1 (Оксиды)

1. Заполни таблицу: укажи формулы и названия веществ, отнеси их к соответствующим классам оксидов.

Формула вещества

Название

Тип оксида

CaO

 

 

SO2

 

 

Fe2O3

 

 

CO

 

 

2. Ответь на вопрос: какие признаки отличают основные и кислотные оксиды?

Карточка 4 (Анализ веществ)

Имеется перечень веществ: MgO, HSO, NaOH, CO, KNO

1. Раздели вещества на группы: оксиды, основания, кислоты, соли.

2. Подбери пары веществ, которые могут вступать в реакцию. Запиши уравнения реакций.

Карточка 5 (Исследование)

1. Проведи мини-исследование: найди примеры применения кислот, оснований и солей в быту или промышленности.

2. Составь таблицу с примерами, описаниями и свойствами.

Вещество

Где используется

Почему используется (свойства)

 

 

 

3. Подготовь краткий рассказ на тему «Роль химии в жизни человека: кислоты и основания».

Контрольный класс обучался по традиционной схеме с преимущественным использованием объяснительно-иллюстративного метода преподавания.

На контрольном этапе проводилась повторное анкетирование, результаты которого представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Уровень сформированности самостоятельной работы на контрольном этапе.

Результаты контрольного этапа показали положительную динамику. Средний уровень сформированности самостоятельной работы в 8 «А» классе имеют 46%, низкий уровень – 18%, высокий уровень - 36%. В 8 «Б» следующие показатели: средний уровень имеют 47%, низкий уровень -49%, высокий уровень - 4%.

Применение разработанных карточек-заданий позволило обеспечить дифференцированный подход к организации самостоятельной деятельности и учитывать индивидуальные особенности обучающихся.

Включение специальных приёмов мотивации (игровых, исследовательских, жизненно ориентированных) положительно влияет на отношение школьников к самостоятельной деятельности, делая её не только полезной, но и увлекательной.

Таким образом, предложенная методика организации самостоятельной работы доказала свою эффективность. Её реализация в учебном процессе способствует формированию у школьников активной позиции в обучении, ответственности и уверенности в своих силах, что особенно важно для подростков в условиях современной школы.

Примечания:

1.    Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. Москва : Педагогика, 1982. 254 с.

2.    Зайцева Л. С. Методика преподавания химии в школе. Москва : Академия, 2015. 82 с.

3.    Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. Москва : Просвещение, 1980. 240 с.

Езлю Фатима Нурбиевна, старший преподаватель кафедры химии факультета естествознания Адыгейского государственного университета, тел. 89183278621 e-mail: fatma1609@yandex.ru

Ezlyu Fatima Nurbievna, Senior Lecturer at the Department of Chemistry, Faculty of Natural Sciences, Adygea State University, phone 89183278621 e-mail: fatma1609@yandex.ru

Саркисян Диана Марковна, студентка 5 курса факультета естествознания Адыгейского государственного университета.

Sarkisyan Diana Markovna, 5th year student of the Faculty of Natural Sciences of the Adygea State University.