Top.Mail.Ru

карта сайта

Раскрыть все уровни
Главный Корпус

ул. Первомайская, 208

(8772) 570273, (8772) 571172

Пн–Сб 08:30–17:00
Перерыв 12:30–13:00
Карта зданий
Главный Корпус

(8772) 570273

adsu@adygnet.ru
Пресс-служба

(8772) 570273

ixt@adygnet.ru
Личный кабинет

Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Консультативная помощь педагогам по коррекции клипового мышления обучающихся начальных классов

УДК 159.922

ББК  88.4

Ю 72

Юрина А.А.

ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»,

г. Майкоп, Республика Адыгея

 

Консультативная помощь педагогам по коррекции клипового мышления обучающихся начальных классов

Аннотация. В статье даётся анализ различных подходов к определению и сущности клипового мышления у школьников. Раскрываются его особенности у младших школьников. Представлена программа консультативной помощи педагогам по коррекции клипового мышления обучающихся начальных классов, способствующая оптимизации у младших школьников скорости обработки информации и принятия решения, переключаемости с одного вида деятельности на другой, способности к анализу и выстраиванию длинных логических цепочек, эмоционального интеллекта и целостности восприятия предметов и явлений с учётом их связи между собой.

Ключевые слова: клиповое мышление, коррекция, консультативная помощь, младшие школьники, программа.

Yurina A.A.

Adyghe State University,

Maykop, Republic of Adygea

 

Consulting assistance to teachers in correcting the clip-based thinking of primary

school students

Abstract. The article provides an analysis of various approaches to the definition and essence of clip-based thinking in schoolchildren. Its features are revealed in primary school students. The article presents a program of consultative assistance to teachers on the correction of clip-based thinking of primary school students, which helps to optimize the speed of information processing and decision-making in primary school students, as well as the ability to switch from one activity to another, the ability to analyze and build long logical chains, emotional intelligence, and the integrity of perception of objects and phenomena, taking into account their interconnectedness.

Keywords: clip-based thinking, correction, consultative assistance, primary school students, program.

На современном этапе развития общества отмечается появление нового вектора в формировании взаимоотношений личности с информацией, который является результатом адаптации человеческого мышления к возрастающим темпам обмена информацией и необходимостью индивида функционировать в условиях многозадачности. Данный феномен в научной литературе называется клиповым мышлением (А.И. Бобков, С.А. Гальцев, О.А. Старицына и др.).

Согласно А.И. Бобкову и С.А. Гальцеву, клиповое мышление – это процесс отражения широкого множества различных свойств объектов, в рамках которого нет учёта связей между ними. Такие свойства отличаются фрагментарностью и разнородностью. Их части быстро переключаются. Целостная картина восприятия окружающего мира и действительности отсутствует [1, с. 136-138].

Мы разделяем точку зрения О.А. Старицыной, которая под клиповым мышлением понимает «новый» тип мышления современного человека, базирующийся на специфическом освоении большого объёма информации, для которого характерна мозаичность и фрагментарность образов, их яркость, кратковременность и быстрая смена. Его содержание рассмотрено Ф.И. Гиренком, Л.В. Калашниковой, И.В. Кольцовой, Н.М. Минатуллаевой, Н.Г. Молодцовой; А.А. Павловой, И.Г. Пендиковой, С.И. Симаковой, И.А. Немцевым, В.Л. Цветковым и др.

Первооткрывателем феномена «клиповое мышление» в отечественной науке является Ф.И. Гиренок. Автор выделяет особенности клипового мышления, которые определяют его содержание:

данный вид мышления обусловлен постмодернистской культурой;

человеческая сущность основана на фрагментарности – индивид включает в себя широкое разнообразие ролей, функций, качеств и свойств;

развитие компьютерных технологий и искусственного интеллекта способствует распространению клипового мышления;

осознанное чтение замещается неотрефлексированным чтением информации, в том числе в сети Интернет;

«клип», «часть» не являются составным элементом чего-то целого, но предполагают проявление эмоций, грёз, фантазий, которые заполняют место отсутствующего целого [2].

А.А. Сорокин и В.И. Краус рассматривают основные факторы, способствующие появлению клипового мышления:

  1. Возрастающий темп жизни современного человека, в том числе информационного потока. Данный фактор повлиял на необходимость фильтровать получаемую информацию, выделять суть и содержание сообщения. Эта тенденция приводит к трудностям концентрации внимания и стремлению сократить объём информационных потоков.
  2. Повышение уровня требовательности к актуальности информации и скорости её поступления. То, что требует внимания здесь и сейчас, должно быть представлено максимально кратко, ярко, доступно. Вследствие этого страдает процесс построения причинно-следственных цепочек.
  3. Разнообразный спектр поступающей информации.
  4. Увеличение численности дел, которыми индивид занимается одновременно. Если раньше человек всецело занимался одним делом, максимально вникал в содержание, тратил на его выполнение много времени, то на сегодняшний день индивид выполняет несколько дел, требующих различного времени, их содержание относится к разным информационным сферам.
  5. Рост диалогичности на различных уровня функционирования социума как системы [3, с. 302-303].

Р.А. Азнабаев, В.В. Ехалов, Е.Н. Клигуненко, Н.Г. Молодцова, О.А. Старицына, А.А. Стоян, Г.Д. Щирский, выделяют негативные и позитивные проявления данного феномена.

К позитивным проявлениям клипового мышления относят

возможность членам социума комфортно функционировать в постоянном потоке информации;

первостепенное воздействие на развитие и формирование современной культуры человечества, которая строится на беспрерывном мелькании информационных отрезков с комфортной для человека скоростью (Н.Г. Молодцова) [4].

Согласно О.А. Старицыной, клиповое мышление является массовым явлением в современном социуме. Этот тип мышления выступает специфической защитой от информационных перегрузок личности, даёт возможность перерабатывать и усваивать информацию из различных сфер процесса жизнедеятельности. Его отличительная особенность – это оказание воздействия на восприятие и эмоции человека [5, с. 270-271].

А.А. Стоян выделяет потенциально позитивные характеристики клипового мышления:

вариативность методов обработки получаемой информации;

мультизадачность – позволяет дифференцировать поступающие потоки информации по шкале «актуальность-время»,  необходимое на их обработку;

сканирующий мониторинг – определение перспективности и значимости информации;

развитие способности осуществлять быстрый выбор в ситуациях с множеством возможных вариантов;

активизация ассоциативного мышления, предполагающего несколько эффективных решений сложившейся проблемы;

формирование навыка визуального представления информации, её детализация из информационного потока [6].

Среди негативных проявлений данного феномена выступают:

рассеянность;

гиперактивность;

дефицит уровня внимания;

приоритет визуальных символов;

трудности в поиске логических связей;

низкий уровень осознанного чтения [7, с. 111-112].

Г.Д. Щирский и Р.А. Азнабаев также делают акцент на отрицательной стороне клипового мышления. Авторы детализируют следующие из них:

отсутствие структурность мыслительных операций;

потеря смысла и сути при ограничении или отсутствии содержания;

превалирование эмоциональности;

снижение рациональности;

сжатие окружающей действительности до сиюминутной реальности;

трансформация традиционного восприятия письменного текста;

приоритет скорочтения и краткого изложения над освоением произведений больших объёмов;

развлекательный характер информационных потоков [8, с. 2031-2032].

Несмотря на ряд исследований, ориентированных на изучение вопросов теоретического обоснования консультирования педагогов по вопросам коррекции клипового мышления современных обучающихся, данный феномен остается недостаточно исследованным именного для младшего школьного возраста.

Современные учёные выделяют следующие личностные особенности обучающихся начальных классов, обладающих клиповым мышлением:

функциональная неграмотность. Школьники испытывают трудности в процессе освоения навыков чтения и письма; осознанном восприятии смысла текста; выделении главной мысли; пересказа содержания прочитанного (И.И. Митрофанова);

ранняя десоциализация и аутизация, когда обучающийся вместо насыщенного полноценного живого общения с окружающей действительностью (сверстниками, одноклассниками, родственниками) выбирает виртуальную реальность (Г.С. Марков);

восприятие окружающей действительности как склеенный видеоклип, в котором нарушена целостность и последовательность (А.В. Ерахтин).

По мнению Д.И. Кубанцевой особенности младших школьников с клиповым мышлением дифференцируются на 2 группы:

1 группа. Когнитивные изменения: превалирование визуального мышления; низкий уровень внимания, восприятия; неготовность к индуктивному анализу; неразвитость критического мышления; ограниченное воображение и рефлективность.

2 группа. Психофизиологические и личностные изменения: речевые нарушения, трудности с продуктивным осознанным чтением; низкий уровень познавательного интереса; проблемы в освоении правил и ограничений; несформированность способности оперировать абстрактными категориями [9, с. 70-71].

Мы разделяем точку зрения Д.А. Кухарского и выделяем следующие личностные особенности обучающихся начальных классов, обладающих клиповым мышлением: физиологические (эмоциональная лабильность; малоподвижный образ жизни; сниженная физическая активность); психологические (тревожность; доминирование конкретного мышления; неразвитость долговременной памяти); педагогические (проблемы с запоминанием и осмыслением; ограниченный словарный запас; рассеянность и т.д.).

Появление и широкое распространение клипового мышления среди обучающихся является ответом нашего головного мозга на увеличение постоянного информационного потока, его защита от перегрузки. Современные школьники живут среди огромного количества потоков информации и вынуждены запоминать основное, с целью минимизации нагрузки на мозг. В таких условиях особенности деятельности педагога общеобразовательной организации претерпевают изменения. В первую очередь учителя нуждаются в консультативной помощи, в рамках которой им будет предоставлена система работы с обучающимися с клиповым мышлением: принципы, условия, формы и направления деятельности.

Согласно А.И. Вороненко и А.Н. Терешковой, консультативная помощь педагогам – это перспективная форма взаимодействия психолога и педагогического коллектива, когда учителям сообщается необходимая информация/сведения, на основе которых они самостоятельно могут планировать и осуществлять учебно-воспитательную работу с максимальной эффективностью. К принципам консультативной помощи педагогам по коррекции клипового мышления обучающихся начальных классов относятся: гуманистический; взаимосвязи; научности и наглядности. Наиболее эффективными формами работы являются: тренинговые занятия по развитию концентрации внимания; чтение и обсуждение художественной литературы; ограничение доступа к СМИ; включение в учебный процесс элементов «клиповой подачи» информации; систематизация изучаемого материала и его многократное повторение. Среди условий выделяются – частая смена видов деятельности и источников информации; опора на эмоции; трансформация образов.

Экспериментальная работа по консультативной помощи педагогам по коррекции клипового мышления обучающихся начальных классов была проведена в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Эксперимент проводился в двух группах – экспериментальной и контрольной. В первую группу были включены 30 младших школьников и 5 педагогов, во вторую – 29 детей и 5 учителей.

Эмпирическими методами исследования выступили:

«Анкета на определение клипового мышления» (модифицированный тест Дж. Брунера);

тест «Круги» (Э. Вартега) (скорость обработки информации и принятия решения; переключаемость с одного вида деятельности на другой);

«Логические закономерности» (У. Липпман) (способность к анализу и выстраиванию длинных логических цепочек);

проективная методика «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций» (М.А. Нгуен) (эмоциональный интеллект);

«Последовательность событий» (А.Н. Бернштейн) (целостность восприятия предметов и явлений с учетом их связи между собой).

Экспериментальная база исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Средняя общеобразовательная школа № 58 имени Героя Советского Союза Носаль Евдокии Ивановны». В качестве испытуемых выступили учителя начальных классов и их ученики – 3 А и 3 Б классы. 30 обучающихся и 5 педагогов (3 А) вошли в состав экспериментальной группы (ЭГ), 29 младших школьников и 5 учителей (3 Б) – контрольная группа (КГ).

На основе психологических методов и приёмов работы, которые рассмотрены в исследованиях следующих авторов: Л.И. Волошиненко и А.А. Метелевой, А.М. Каменского, Д.Н. Кожевникова, Н.В. Корепановой, А.В. Микляевой и С.А. Безгодовой, А.А. Осиповой и Н.А. Лысенко, А.А. Пулиной, А.А. Саблиной, Р.В. Сального, Е.В.  Стародубцевой, М.Н. Шматкова и И.И. Некрасовой и др. была составлена программа консультативной помощи педагогам по коррекции клипового мышления обучающихся начальных классов «Феномен клипового мышления: распознавание и коррекция» (таблица 1).

Таблица 1. Тематический план программы консультативной помощи педагогам по коррекции клипового мышления обучающихся начальных классов «феномен клипового мышления: распознавание и коррекция»

№ п/п

Тема занятия

Продолжительность занятия

Блок 1. «Подготовка педагога к коррекции клипового мышления обучающихся начальных классов»

1.

Традиционные и современные виды мышления младших школьников

90 минут

2.

Понятие клипового мышления. Причины появления клипового мышления

90 минут

3.

Физиологические и психологические основы клипового мышления

90 минут

4.

Последствия клипового мышления

90 минут

5.

Основные проблемы клипового мышления и приемы их решения

90 минут

6.

Способы и приемы коррекции клипового мышления младших школьников

90 минут

Блок 2. Программа коррекции клипового мышления обучающихся начальных классов «Дети информационной эпохи»

«Оптимизация скорости обработки информации, принятия решения, переключаемости»

1.

Вводное занятие «Ловим смысл на ходу»

45 минут

2.

Траектории развития скорости переработки информации в младшем школьном возрасте

45 минут

3.

Развитие способности к переключению внимания

45 минут

4.

Учимся принимать решение

45 минут

«Развитие целостности восприятия, способности анализировать и выстраивать логические цепочки»

5.

Мое восприятие

45 минут

6.

45 минут

7.

Развитие аналитических способностей

45 минут

8.

Логические цепочки

45 минут

«Формирование эмоционального интеллекта младших школьников»

9.

Мои эмоции

45 минут

10.

45 минут

11.

Эмоциональный интеллект

45 минут

12.

Заключительное занятие: «Познание и мышление – это смысл жизни»

45 минут

 

Особенностью программы консультативной помощи «Феномен клипового мышления: распознавание и коррекция» является выделение двух блоков:

Блок 1. «Подготовка педагога к коррекции клипового мышления обучающихся начальных классов» – ориентирован на повышение готовности учителей работать с современным мышлением младших школьников.

Блок 2. Программа коррекции клипового мышления обучающихся начальных классов «Дети информационной эпохи» – направлен на непосредственную работу педагога под руководством психолога по повышению скорости обработки информации обучающихся начальных классов, оптимизацию уровня принятия решения и развитие способности к переключению внимания; формированию образа целостного предмета путём использования всех видов восприятия (визуального, аудиального, тактильного и др.), развитию умения анализировать и продумывать сложные логические ряды; развитию способности анализировать своё эмоциональное состояние, дифференцировать собственные эмоции и эмоции окружающих, управлять ими; формировать эмоциональный интеллект.

Представленная программа консультативной помощи педагогам по коррекции клипового мышления обучающихся младшего школьного возраста ориентирована на повышение готовности учителей работать с современным мышлением младших школьников; оптимизацию у них скорости обработки информации и принятия решения, переключаемости с одного вида деятельности на другой, способности к анализу и выстраиванию длинных логических цепочек, эмоционального интеллекта и целостности восприятия предметов и явлений с учётом их связи между собой.

В программе консультативной помощи использовались следующие методы и приемы:

     упражнения-приветствия («Мой дружочек!»; «Солнышко»; «Менялки»);

     упражнения-разминки («Мозговая гимнастика»; «Жмурки с колокольчиком»);

     тематические упражнения («Тренировка памяти»; «Логически поисковые задания»; «Расшифруйте слово»; «Работа с танграмом»; «Головоломки с палочками»; «Исправь ошибки»; «Тренируем эмоции»; «Передай чувство»; «Отгадай, в какой я роли» и др.);

     игры («Акустики»; «Зоопарк»; «Пишущая машинка»; «День – ночь»; «Клеевой дождик»; «Дружба начинается с улыбки»; Сиамские близнецы»; «Найди друга»; «Кладоискатель» и т.д.);

     этюды на различные позиции в общении;

     загадки;

     проектная работа («Я дарю тебе радость»);

     рефлексия и т.д.

После внедрения разработанной нами программы консультативной помощи педагогам по коррекции клипового мышления обучающихся младшего школьного возраста отмечалось снижение данного вида мышления среди участников экспериментальной группы: клиповое мышление снизилось на 10%; что привело к увеличению творческого мышления на 3%; теоретического – на 7%.

У младших школьников экспериментальной группы повысился уровень развития критериев мышления: «беглость» – на 10%; «гибкость» – на 17%; «оригинальность» – на 13%; «коэффициент творческого воображения» – на 15%.

Уровень логического мышления повысился у обучающихся начальных классов экспериментальной группы: высокий уровень увеличился на 9%; хороший уровень – на 15%, что повлекло за собой снижение низкого уровня и дефекта логического мышления на 24%.

Результаты формирующего эксперимента свидетельствуют о благоприятных изменениях уровня эмоционального интеллекта младших школьников. В экспериментальной группе высокий уровень повысился на 11%; средний – на 15%; низкий уровень сократился на 26%.

Отмечается рост уровня целостности восприятия предметов и явлений с учётом их связи между собой у младших школьников экспериментальной группы. Высокий уровень повысился на 8%; средний – на 14%. Низкий уровень логичным образом уменьшился на 22%.

Таким образом, специально направленная программа консультативной помощи педагогам по коррекции клипового мышления обучающихся начальных классов способствует повышению готовности учителей работать с современным мышлением младших школьников; оптимизации у них скорости обработки информации и принятия решения, переключаемости с одного вида деятельности на другой, способности к анализу и выстраиванию длинных логических цепочек, эмоционального интеллекта и целостности восприятия предметов и явлений с учётом их связи между собой.

 

Примечания:

  1.      Бобков А. И., Гальцев С. А. Философские основания экзистенциальной педагогики в условиях клипового мышления // Гуманитарные и социальные науки. 2022. № 3. С. 136–143.
  2.      Гиренок Ф. И. Клиповое сознание: [клипы в науке, клипы в философии, клипы в политике, клипы в искусстве, клипы в образовании, неклиповое]. Москва : Проспект, 2018. 254 с.
  3.      Сорокин А. А., Краус В. И. Клиповое мышление // Теория и практика современной науки. 2022. № 11 (41). С. 302–306.
  4.      Молодцова Н. Г. От клипового мышления к визуальному: проблема и способ разрешения // Хроноэкономика. 2021. № 5 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ot-klipovogo-myshleniya-k-vizualnomu-problema-i-sposob-razresheniy... (дата обращения: 22.09.2024).
  5.      Старицына О. А. Клиповое мышление vs образование. Кто виноват и что делать? // АНИ: педагогика и психология. 2023. № 2 (23). С. 270–274.
  6.      Стоян А. А. «Клиповое мышление» через призму «Одномерного человека» Герберта Маркузе // Научный журнал КубГАУ. 2021. № 114. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klipovoe-myshlenie-cherez-prizmu-odnomernogo-cheloveka-gerberta-ma... (дата обращения: 13.09.2024).
  7.      Клигуненко Е. Н., Ехалов В. В. Клиповое мышление в анестезиологии: катастрофа или закономерность? // МНС. 2022. № 3 (98). С. 111–123.
  8.      Щирский Г. Д., Азнабаев Р. А. Клиповое мышление в жизни современного человека // Вестник науки. 2024. № 6 (75). С. 2031–2035.
  9.      Кубанцева Д. И. Клиповое мышление в контексте образовательного процесса // Проблемы современного образования. 2022. № 6. С. 70–79.

____________________________________________________________ Юрина Алла Анатольевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогической психологии, ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», 385000 Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Первомайская 208,  e-mail: ay24@yandex.ru

Yurina Alla Anatolyevna – Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Educational Psychology, FSBEI HE "Adyghe State University,"385000 Republic of Adygea, Maykop, st. May Day 208, e-mail: ay24@yandex.ru