Top.Mail.Ru

карта сайта

Раскрыть все уровни
Главный Корпус

ул. Первомайская, 208

(8772) 570273, (8772) 571172

Пн–Сб 08:30–17:00
Перерыв 12:30–13:00
Карта зданий
Главный Корпус

(8772) 570273

adsu@adygnet.ru
Пресс-служба

(8772) 570273

ixt@adygnet.ru
Личный кабинет

Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Мария Паатова: «Надо формировать у ребенка понимание личного благополучия»

Наука Интервью

паатова.jpg

Концепция по работе с девиантными подростками в учреждениях закрытого типа, разработанная доктором педагогических наук Адыгейского госуниверситета Марией Паатовой, больше десяти лет с успехом используется на практике и дает положительные результаты. Как детям, однажды нарушившим закон, изменить мышление и взгляды на мир? О поведенческих мотивах и проблемах трудных подростков, и об эффективном методе их решения - интервью с автором концепции.

Мария Эдуардовна, расскажите о своих научных исследованиях.

— В результате исследований, которые ведутся мной с 2003 года, разработана и апробирована концепция формирования социально-личностной жизнеспособности девиантных подростков в спецучреждениях закрытого типа. В такие учреждения на срок от одного до трех лет направляются дети с 11 до 18 лет, оказавшиеся в несовершеннолетнем возрасте за гранью закона. Если говорить о реабилитации трудных детей, до моего исследования никто не ставил целью формирование такого важного личностного качества, как жизнеспособность. Это готовность подростка не только к профессиональному или личностному, но и в целом к жизненному самоопределению, к проявлению социально-личностной жизнеспособности после выхода из специализированного учреждения.

Какая организация выступила в качестве экспериментальной группы в ваших исследованиях?

— Педагогический эксперимент начался в 2007 году на базе Майкопского специального учебно-воспитательного учреждения для детей закрытого типа, которое располагается в селе Новосевастопольском Красногвардейского района Адыгеи. Там проходят реабилитацию мальчики, большинство из которых были пойманы на воровстве. Мы предложили спецучилищу организовать учебный и воспитательный процессы так, чтобы у детей формировался личностный ресурс, который в дальнейшем поможет им противостоять факторам повторной преступности, не прибегать к привычным поведенческим стратегиям. Для этого, педагоги, к примеру, «проигрывают» с детьми реабилитационно-воспитательные ситуации, взятые из жизни, с которыми ребенок сталкивался не раз.

Одна из таких: «Ты очень голоден. Пришел в магазин, но денег на еду не хватает. Что будешь делать: украдешь, попросишь у близких или людей, которые тебя окружают?». Главная идея концепции — формирование у ребенка понимания того что его личное благополучие, не может идти вразрез с законом и общественной моралью. Конечно, подросток с большим «грузом» асоциального прошлого способен схитрить, среагировать именно так, как ждут от него взрослые. Однако, как показывает практика, опытный педагог способен правильно понять мотивы действий ребенка и помочь ему найти оптимальный выход из сложившейся ситуации.

Эксперимент дал положительные результаты, но, прежде чем в 2012 году внедрить концепцию в работу, все сотрудники Майкопского спецучреждения: воспитатели, учителя-предметники, социальные педагоги и психологи — прошли курсы повышения квалификации.

Всего в эксперименте приняли участие больше 500 подростков. Кроме Майкопского спецучилища участвовали учреждения закрытого типа Тульской, Свердловской и Калининградской областей. В нашей стране всего двадцать спецучреждений подобного рода, из них семнадцать для мальчиков и три для девочек.

Вы используете одинаковые педагогические приемы в работе с девиантными мальчиками и девочками?

— В работе с подростками прежде всего необходим гендерный подход. Те методы, которые работают с мальчиками, с девочками, в силу их повышенной эмоциональности, особенностей развития и еще целого ряда гендерных признаков, абсолютно неэффективны. Как правило, к одиннадцати годам девочки уже достаточно подкованы в сферах социальных рисков. Еще Макаренко писал, что девочек, ступивших на асоциальный путь, реабилитировать практически невозможно. У меня есть опыт организации семинара для сотрудников женского Куртамышского спецучреждения Курганской области.

В рамках семинара мы с воспитателями разбирали такую ситуацию, когда дежурная по комнате не вымыла пол. Но на вопрос воспитателя, почему она этого не сделала, стала, нервничая, утверждать, что пол она мыла. Как вести себя в этой ситуации воспитателю? Ответ — взять тряпку и помыть пол самостоятельно, со словами примерно такого содержания: «даже если вдруг произошло недоразумение, и ты действительно вымыла пол, а я тебя прошу сделать это повторно, что здесь такого? Это наша женская обязанность». Таким образом показать на собственном примере, что здесь нет ничего зазорного. У мальчиков такие ситуации — редкость, они умеют подчиняться. С детьми же, воспитываемыми в нормальных семьях, зачастую наоборот — с мальчиками чаще возникают проблемы, особенно в пубертатный период, девочки более дисциплинированные.

— Расскажите о результатах использования Вашей концепции в работе с девиантными детьми в Майкопском спецучилище.

— В процессе реализации концепции мы получили пролонгированные результаты постинтернатной адаптации воспитанников — уровень рецидивной преступности с 2015 года снизился с 18 до 2%. Конечно же, это комплексная работа всего учреждения. Большое счастье, что руководство организации открыто к инновациям и что именно это спецучреждение выступило как экспериментальная база.

У девиантного поведения есть и обратная сторона медали — гениальность. Какого подхода требуют талантливые дети?

— В системе российского образования существует так называемый «треугольник». К его «углам» относятся дети, выходящие за рамки принятой нормы. Кроме детей, находящихся в конфликте с законом, сюда можно включить детей с ограниченными возможностями здоровья и одаренных. Остро стоит вопрос психолого-педагогического сопровождения одаренных детей, особенно если учитывать, что суицид в этой группе на 20% превышает те же показатели среди детей-инвалидов и правонарушителей. Можно с уверенностью утверждать, что вопрос создания благоприятных условий социализации именно талантливых детей актуален и открыт.

Нужно отметить, что в нашей республике создаются уникальные условия по работе с одаренными детьми. Это и многолетний опыт Республиканской естественно-математической школы, и недавно открывшийся Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей «Полярис-Адыгея», созданный по модели сочинского Образовательного центра «Сириус».

— Над чем Вы работаете сейчас?

— Обрабатываю колоссальный опыт и знания, полученные в процессе изучения жизнеспособности подростков с девиантным поведением, в том числе и для своего нового исследования, связанного с детьми, поведение которых не отклоняется от нормы. Творческий коллектив Института психологии Российской академии наук, в составе которого я работаю, выиграл грант на исследования социально-психологических ресурсов жизнеспособности человека в условиях неопределенности. В рамках гранта сейчас и работаю над технологией формирования жизнеспособности детей и подростков, обучающихся в различных типах и видах образовательных организаций.

При подготовке публикации были использованы материалы интернет-ресурса "Советская Адыгея онлайн".

Ближайшие события

Круглый стол «Ценность памяти и современность»
20 ноября
Круглый стол «Ценность памяти и современность»
Приглашаем всех желающих принять участие в работе межуниверситетского круглого стола «Ценность памяти и современность»

Память — важнейшая составляющая культурной и личной идентичности человека. В современном мире, где прошлое и настоящее тесно переплетаются, особенно важно осмыслить роль памяти в формировании ценностей и общественного сознания.

Круглый стол состоится 20 ноября в конференц-зале КМЦ АГУ (Дворец спорта АГУ «Якуб Коблев», 9 этаж).

Начало в 15:00

Мероприятие приурочено к Всемирному дню философии. Организатором является кафедра философии и социологии АГУ.
Фестиваль-конкурс «Молодые таланты»
19 ноября
Фестиваль-конкурс «Молодые таланты»
Ищем молодые таланты среди студентов АГУ!

Если ты – студент первого или второго курса, умеешь петь, танцевать, играть на сцене или обладаешь уникальным талантом, то Фестиваль-конкурс «Молодые таланты» — это твоя возможность заявить о себе!

Уже не первый год фестиваль открывает новые таланты в университете и разжигает огонь творчества в начинающих артистах.

Когда: 19 ноября в 15:00
Где: Концертный зал АГУ

Можно попробовать проявить себя в различных номинациях, а именно:
Хореографическое искусство
Вокальное искусство
Театральное искусство
Оригинальный жанр

Контакт для уточнения информации: директор Центра культуры Лидия Коновалова: +7-909-471-82-29

Ждём вас!
 Соревнования по кибербезопасности «ARCTF 4»
21-22 ноября
Соревнования по кибербезопасности «ARCTF 4»
21-22 ноября в Адыгейском государственном университете будут проходить ежегодные соревнования по кибербезопасности «ARCTF 4». Мероприятие проводится в рамках программы «Приоритет 2030»

Цель соревнований – развитие сферы информационной безопасности в Республики Адыгея, обмен опытом и знаниями в сфере защиты информации, развитие культуры информационной безопасности и повышения практических навыков в этой области у студентов и школьников.

Команды будут решать общие задачи, подсчет баллов будет осуществляться в двух зачётах: школьный и студенческий. Хочешь попробовать себя в роли настоящего специалиста в области информационной безопасности? Тогда приглашаем принять участие в соревнованиях по кибербезопасности «ARCTF 4»! ARCTF (Adygheya Republic CTF) – это соревнования, проходящие в форме Task-Based CTF, где основная задача состоит в том, чтобы за 6 часов решить задания различных веток информационной безопасности, найти секретные данные («флаги»), сдать их и получить очки.

Будут представлены задания из 5 веток информационной безопасности: Reverse – классический реверс бинарных файлов Forensic – различные задания на расследование инцидентов и анализ образов и файлов Web – задания на веб-безопасности Osint – задания по поиску, выбору и сбору разведывательной информации из общедоступных источников Misc – данная ветка включала задания из различных направлений информационной безопасности, среди которых стеганография, программирование

К участию допускаются студенты очной формы обучения и школьники 6-11 классов, которые интересуются аналитикой, логически мыслят и знают математику на базовом уровне. Соревнование будет организовано в командах по 3 человека: можно прийти со своей командой или найти партнеров на месте.

Для участия необходимо пройти регистрацию до 19 ноября по ссылке.
Географический диктант - 2025
30 ноября
Географический диктант - 2025
Стартует прием заявок для участия в Географическом диктанте - 2025
Межвузовская олимпиада для студентов «Правовая система Республики Адыгея: история и современность»
21 ноября
Межвузовская олимпиада для студентов «Правовая система Республики Адыгея: история и современность»
Институт права Адыгейского государственного университета приглашает всех желающих принять участие в Межвузовской олимпиаде для студентов «Правовая система Республики Адыгея: история и современность», посвященной 35-летию образования Республики Адыгея.