Main building

Pervomayskaya, St, 208

(8772) 570273, (8772) 571172

Mon-Sat 8:30 am – 5 pm
Lunch break 12:30 pm – 1 pm
Map of the premises
Map of the premises

(8772) 570273

abitur@adgnet.ru
Press service

(8772) 570273

press@adgnet.ru
Font:
A A A
Цвет: C C C
Images On Off
Desktop version (of the website)

ASU News

Science Interview

паатова.jpg

Концепция по работе с девиантными подростками в учреждениях закрытого типа, разработанная доктором педагогических наук Адыгейского госуниверситета Марией Паатовой, больше десяти лет с успехом используется на практике и дает положительные результаты. Как детям, однажды нарушившим закон, изменить мышление и взгляды на мир? О поведенческих мотивах и проблемах трудных подростков, и об эффективном методе их решения - интервью с автором концепции.

Мария Эдуардовна, расскажите о своих научных исследованиях.

— В результате исследований, которые ведутся мной с 2003 года, разработана и апробирована концепция формирования социально-личностной жизнеспособности девиантных подростков в спецучреждениях закрытого типа. В такие учреждения на срок от одного до трех лет направляются дети с 11 до 18 лет, оказавшиеся в несовершеннолетнем возрасте за гранью закона. Если говорить о реабилитации трудных детей, до моего исследования никто не ставил целью формирование такого важного личностного качества, как жизнеспособность. Это готовность подростка не только к профессиональному или личностному, но и в целом к жизненному самоопределению, к проявлению социально-личностной жизнеспособности после выхода из специализированного учреждения.

Какая организация выступила в качестве экспериментальной группы в ваших исследованиях?

— Педагогический эксперимент начался в 2007 году на базе Майкопского специального учебно-воспитательного учреждения для детей закрытого типа, которое располагается в селе Новосевастопольском Красногвардейского района Адыгеи. Там проходят реабилитацию мальчики, большинство из которых были пойманы на воровстве. Мы предложили спецучилищу организовать учебный и воспитательный процессы так, чтобы у детей формировался личностный ресурс, который в дальнейшем поможет им противостоять факторам повторной преступности, не прибегать к привычным поведенческим стратегиям. Для этого, педагоги, к примеру, «проигрывают» с детьми реабилитационно-воспитательные ситуации, взятые из жизни, с которыми ребенок сталкивался не раз.

Одна из таких: «Ты очень голоден. Пришел в магазин, но денег на еду не хватает. Что будешь делать: украдешь, попросишь у близких или людей, которые тебя окружают?». Главная идея концепции — формирование у ребенка понимания того что его личное благополучие, не может идти вразрез с законом и общественной моралью. Конечно, подросток с большим «грузом» асоциального прошлого способен схитрить, среагировать именно так, как ждут от него взрослые. Однако, как показывает практика, опытный педагог способен правильно понять мотивы действий ребенка и помочь ему найти оптимальный выход из сложившейся ситуации.

Эксперимент дал положительные результаты, но, прежде чем в 2012 году внедрить концепцию в работу, все сотрудники Майкопского спецучреждения: воспитатели, учителя-предметники, социальные педагоги и психологи — прошли курсы повышения квалификации.

Всего в эксперименте приняли участие больше 500 подростков. Кроме Майкопского спецучилища участвовали учреждения закрытого типа Тульской, Свердловской и Калининградской областей. В нашей стране всего двадцать спецучреждений подобного рода, из них семнадцать для мальчиков и три для девочек.

Вы используете одинаковые педагогические приемы в работе с девиантными мальчиками и девочками?

— В работе с подростками прежде всего необходим гендерный подход. Те методы, которые работают с мальчиками, с девочками, в силу их повышенной эмоциональности, особенностей развития и еще целого ряда гендерных признаков, абсолютно неэффективны. Как правило, к одиннадцати годам девочки уже достаточно подкованы в сферах социальных рисков. Еще Макаренко писал, что девочек, ступивших на асоциальный путь, реабилитировать практически невозможно. У меня есть опыт организации семинара для сотрудников женского Куртамышского спецучреждения Курганской области.

В рамках семинара мы с воспитателями разбирали такую ситуацию, когда дежурная по комнате не вымыла пол. Но на вопрос воспитателя, почему она этого не сделала, стала, нервничая, утверждать, что пол она мыла. Как вести себя в этой ситуации воспитателю? Ответ — взять тряпку и помыть пол самостоятельно, со словами примерно такого содержания: «даже если вдруг произошло недоразумение, и ты действительно вымыла пол, а я тебя прошу сделать это повторно, что здесь такого? Это наша женская обязанность». Таким образом показать на собственном примере, что здесь нет ничего зазорного. У мальчиков такие ситуации — редкость, они умеют подчиняться. С детьми же, воспитываемыми в нормальных семьях, зачастую наоборот — с мальчиками чаще возникают проблемы, особенно в пубертатный период, девочки более дисциплинированные.

— Расскажите о результатах использования Вашей концепции в работе с девиантными детьми в Майкопском спецучилище.

— В процессе реализации концепции мы получили пролонгированные результаты постинтернатной адаптации воспитанников — уровень рецидивной преступности с 2015 года снизился с 18 до 2%. Конечно же, это комплексная работа всего учреждения. Большое счастье, что руководство организации открыто к инновациям и что именно это спецучреждение выступило как экспериментальная база.

У девиантного поведения есть и обратная сторона медали — гениальность. Какого подхода требуют талантливые дети?

— В системе российского образования существует так называемый «треугольник». К его «углам» относятся дети, выходящие за рамки принятой нормы. Кроме детей, находящихся в конфликте с законом, сюда можно включить детей с ограниченными возможностями здоровья и одаренных. Остро стоит вопрос психолого-педагогического сопровождения одаренных детей, особенно если учитывать, что суицид в этой группе на 20% превышает те же показатели среди детей-инвалидов и правонарушителей. Можно с уверенностью утверждать, что вопрос создания благоприятных условий социализации именно талантливых детей актуален и открыт.

Нужно отметить, что в нашей республике создаются уникальные условия по работе с одаренными детьми. Это и многолетний опыт Республиканской естественно-математической школы, и недавно открывшийся Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей «Полярис-Адыгея», созданный по модели сочинского Образовательного центра «Сириус».

— Над чем Вы работаете сейчас?

— Обрабатываю колоссальный опыт и знания, полученные в процессе изучения жизнеспособности подростков с девиантным поведением, в том числе и для своего нового исследования, связанного с детьми, поведение которых не отклоняется от нормы. Творческий коллектив Института психологии Российской академии наук, в составе которого я работаю, выиграл грант на исследования социально-психологических ресурсов жизнеспособности человека в условиях неопределенности. В рамках гранта сейчас и работаю над технологией формирования жизнеспособности детей и подростков, обучающихся в различных типах и видах образовательных организаций.

При подготовке публикации были использованы материалы интернет-ресурса "Советская Адыгея онлайн".

Ближайшие события

Всероссийская научная конференция в АГУ: личность и вызовы современности
25-26 сентября
Всероссийская научная конференция в АГУ: личность и вызовы современности
16-17 мая в Майкопе на базе Адыгейского государственного университета состоится Всероссийская научная конференция с международным участием «Личность и вызовы современности: интерпретация проблем различными научными школами»
Сохраним корни!
18 ноября
Сохраним корни!
В Адыгее набирает обороты проект "Социальная активность"  нацпроекта "Образование". В его рамках Адыгейский государственный университет и компания "Экосити" активно поддержали идею волонтерского движения "Сохраним корни", инициированного Главой Республики Адыгея Муратом Кумпиловым