Проект "АГУ в Лицах". Людмила Куприянова
Мы открываем серию публикаций, посвященных студентам, преподавателям и выпускникам АГУ – всем тем, без кого немыслим университет. Наш новый проект «АГУ в лицах» – это, своего рода, портфолио вуза. Каждый человек – часть неповторимой истории университета, каждая победа – показатель качества образования в АГУ.
Героиня сегодняшнего выпуска – Людмила Куприянова, преподаватель английского языка из седьмой школы станицы Тбилисской. На днях Людмила стала победителем муниципального этапа краевого конкурса «Учитель года Кубани – 2020». Именно она представит свой район на краевом этапе профессиональных соревнований, который пройдет в феврале.
Свой педагогический путь Людмила Вячеславовна начала более 15 лет назад, по окончании факультета иностранных языков Адыгейского государственного университета. О детских мечтах, любимых преподавателях и современных проблемах школьного образования Людмила Вячеславовна рассказала в специальном интервью корреспонденту Медиацентра АГУ:
- Как Вы стали участником конкурса?
На участие меня мотивировал директор школы, в которой я проработала довольно приличное количество лет.
- Расскажите подробнее, из чего состоит конкурс «Учитель года», как отбирают победителей? И что ждет Вас дальше?
Сам конкурс проводился в три этапа. На первом каждый участник даёт урок, а члены жюри оценивают его баллами по специальным критериям. Прошедшие во второй тур участники показывают внеклассное мероприятие. Я провела классный час в форме тренинга для учащихся 5 класса на актуальную в наши дни тему «Учись говорить «НЕТ»!», где рассказала детям, как отстаивать своё собственное мнение, противостоять давлению со стороны и уметь отказываться от сомнительных предложений. В третий этап проходят только 5 участников, которые показывают мастер-классы приёмов обучения. Теперь меня ожидает участие в краевом этапе конкурса «Учитель года Кубани - 2020», который ежегодно проводится в Краснодаре. Мне предстоит соперничество с победителями муниципальных конкурсов из 44 районов и городов Краснодарского края.
- А как спустя столько лет вспоминается родной университет?
Самые тёплые воспоминания остались у меня об АГУ. Это были лучшие годы моей жизни. Хочется отдельно упомянуть моего лучшего преподавателя, моего кумира – Зару Махамчериевну Шадже. Именно она заложила в меня основы того, каким должен быть учитель.
- С деканом и преподавателями факультета сейчас связь поддерживаете?
В годы моей учёбы руководство факультетом осуществляла Сусанна Каплановна Беданокова. Огромный вклад в наше образование внесли зав. кафедрой Аза Петровна Тихонова, Нуриет Шумафовна Ягумова, Людмила Геннадьевна Ковальская, Светлана Александровна Сасина и другие замечательные преподаватели. Немецкому языку меня научила Валентина Михайловна Ковалева, строгий преподаватель и светлой души человек.
Моя однокурсница Сусанна Рашидовна Макерова в настоящее время является доктором филологических наук и заведующей кафедрой английской филологии.
Моя ученица Виктория Деденко недавно стала студенткой первого курса факультета иностранных языков.
- В детстве мечтали стать педагогом? Как увлеклись языками?
В детстве никогда не мечтала стать педагогом. Когда возник вопрос, куда пойти учиться после школы, стала обдумывать возможные варианты. С английским языком также не очень дружила. Однако, придя на День открытых дверей в АГУ, загорелась желанием учиться именно на факультете иностранных языков. С тех пор всё своё свободное время я посвящала английскому языку.
- Сейчас ученики, чтобы поступить в вуз, сдают ЕГЭ. Сдавали ли вы его и как вообще относитесь к этой системе?
В моё время ЕГЭ ещё не было. Для поступления мы сдавали 2 экзамена: устный и письменный, либо сдавался один устный экзамен и при условии сдачи на отлично и наличии медали у абитуриента он считался зачисленным на факультет. Я сдавала 2 экзамена: устная речь с преподавателями на английском и письменный экзамен – перевод на русский с английского незнакомого текста. По поводу ЕГЭ, есть как плюсы, так и минусы. Существенный плюс – это возможность подать заявление в любые университеты и просто ждать ответ. Нам же приходилось сдавать экзамены в школе, а затем нужно было выбрать вуз и сдавать экзамены ещё и там. Хотя сейчас, когда я готовлю учащихся к ЕГЭ, я каждый раз «сдаю» его сама.
- Уже с этого года в некоторых регионах сдача ЕГЭ по иностранному языку станет обязательной. Как можете это прокомментировать? Нужно ли? Какие перспективы открываются для человека, знающего иностранный язык, и с какими проблемами сталкиваются школьники?
Лично я не вижу в этом ничего плохого. Реалии современного мира требуют от человека владения несколькими языками. От этого никуда не деться. В наше время образованному человеку, обладающему знаниями языков, открыты перспективы не только в нашей стране, но и за рубежом. Другой вопрос – это способы изучения языка. Во многих сельских школах не хватает хороших специалистов, нет необходимого оборудования для обучения языку, а следствием этого является отсутствие мотивации к изучению языка у школьников. Я учу своих учеников всегда с позитивом смотреть на мир и получать жизненный опыт, каким бы он ни был.
- Что Вы можете сказать о введенных не так давно в школах электронных журналах?
Идея введения электронных журналов – тоже требование реалий времени. Однако, огромное количество бумажной работы, отчётов, КТП, рабочих программ и прочих документов, а также отсутствие возможности заняться электронным журналом непосредственно в школе – все эти факторы практически лишают учителя свободного времени.
- Ведете ли Вы классное руководство, если да, то как можете прокомментировать необходимость поощрений для классных руководителей, озвученных Президентом в Послании Федеральному Собранию 2020 года?
Я веду классное руководство в 7 классе. Быть классным руководителем – тяжёлая работа. Ведь у тебя не один ребёнок с его проблемами и не два, а тридцать. С каждым годом дети взрослеют и проблемы их «взрослеют» вместе с ними, а ты как классный руководитель должен пройти с ними путь взросления. Порой родители не справляются с этой задачей. Поэтому педагоги очень рады тому факту, что Президент в своём Послании Федеральному Собранию 2020 года обратил внимание на то, что поощрение для классных руководителей должно стать достойным.
- Дает ли университет (АГУ) достаточную базу для того, чтобы в дальнейшем заниматься преподаванием? Или же чему-то потом пришлось доучиваться самостоятельно?
Я считаю, что прошла много проверок на знания и могу с уверенностью сказать, что университет дал мне очень хорошую базу. Конечно, всему и сразу невозможно научиться, и я постоянно совершенствуюсь в методике преподавания и психологии, совершенствую языковые знания.
- Что можете сказать о соотношении академических часов и времени для самообразования у школьников и студентов? Сейчас ведь наблюдается тенденция на сокращение академических часов.
Я придерживаюсь классической системы образования. Мне кажется, все эти эксперименты с увеличением или сокращением академических часов ничем не заканчиваются. Мы всё равно возвращаемся к старой схеме.
- Расскажите о Ваших планах, мечтах, целях на будущее.
Да, планов много. Они все связаны с английским языком и самосовершенствованием. Мечтаю много путешествовать и посмотреть разные страны. Для этого на будущее поставлены цели, которым я и буду следовать. Главное, уверена, что у меня всё получится!
Желаем выпускнице АГУ (ныне – достойному преподавателю) удачи в достижении целей!