В Адыгейском государственном университете прошла научная конференция «Ю.К. Намитоков: живое наследие памяти»
Научная конференция посвящена 120-летию ученого, педагога, просветителя Юсуфа Кадыровича Намитокова. Мероприятие прошло в формате круглого стола в конференц-зале АГУ. Ключевой темой работы конференции стала этнопедагогика и ее возрастающая актуальность. Участники круглого стола обсудили педагогическое наследие ученого и динамику развития его идей на современном этапе. В работе круглого стола прияли участие ученые Адыгейского государственного университета и Института востоковедения РАН, представители общественных и государственных организаций.
Юсуф Кадырович Намитоков (1904-1992) - ученый-педагог, профессор, общественный деятель, автор более 50 книг и учебников для учителей и учащихся школ и около 200 статей по педагогике, психологии, физиологии, биологии и другим отраслям знаний. Его учебники «Реджэнхъу тхылъ» для 1-2-3 классов выдержали несколько изданий. Статья Ю.К. Намитокова «Адыгейская народная педагогика о воспитании детей» (1957 г.). явилась одной из самых ранних работ в нашей стране по этнопедагогике. В этой статье впервые представлено большое количество (107) адыгейских пословиц и поговорок (к которым приведены и русские эквиваленты) и дана первая попытка их классификации по тематическому принципу: роль труда в жизни и воспитании детей; роль семьи, матери, коллектива, старших, друзей в воспитательном процессе; бережное отношение к слову, к родной речи; культивирование честности, мужества, принципиальности, и, что особенно важно, воспитание у молодежи качества «адыгагъэ» (адыгственности). Ученый-педагог был убежден, что эффективную воспитательную работу школа может строить лишь на основе тысячелетнего опыта народной педагогики, культурно-исторических событий и обычаев.
Доклады участников круглого стола были посвящены адыгской интеллигенции начала ХХ века, научной биографии Ю.К. Намитокова, идеям адыгских просветителей как ресурсу современного этнокультурного образования молодежи, вопросам сохранения и освоения традиционной культуры в образовательном пространстве.
Участники дискуссии отметили актуальность педагогической концепции Ю.К. – обучение и воспитание во имя развития личности школьника, укрепление гуманных, нравственных отношений (к людям, природе, труду, окружающему миру), бережное отношение и внимание к внутреннему миру ребенка, его интересам и потребностям, обогащение душевного и духовного потенциала.